Северный Кавказ. Мода 1990-х. А Вы носили малиновый пиджак?
Малиновый пиджак – это миф российских 1990-хгг., могущество и силу которого не познала ни одна модная столица мира. Малиновый пиджак по времени идеально соответствовал шоколадным батончикам Mars, нейлоновым спортивным штанам и импортным женским клеенчатым туфлям на высоком каблуке.
В 1990-е быть одетым «в импортное» уже значило – быть одетым хорошо, а представления о престижности марок, их соответствии личному статусу еще не было и в помине.
Для «новых русских» (причем за границей под это понятие подпадали и люди других национальностей, а на Северном Кавказе появились такие обозначения, как «новые чеченцы», «новые адыгейцы» и т.д.) малиновый пиджак стал важным атрибутом и не только моды.
Новые хозяева жизни сменили свой джентльменский набор 80-х гг. - польские кроссовки, джинсы и китайский батник - на малиновые блейзеры с перламутровым отливом, да еще с золотыми пуговицами. Иногда такой наряд дополняли «треники» и кроссовки, а верхом шика было носить массивную золотую цепь с огромным распятием (на Северном Кавказе, в силу исламской традиции – просто массивную цепь), перстни-печатки (на Кавказе – со звездой и полумесяцем), тёмные очки. Картину завершала или бритая, или короткостриженая голова с накачанным затылком.
Обязательный атрибут образа - огромные мобильники, по которым «крутые» разговаривали в ресторане, сидя на расстоянии одного столика друг от друга.
Почему «новые русские» предпочли пиджак именно малинового цвета – загадка, и почему эту моду так легко восприняли «новые кавказцы» - можно только предполагать.
Никто не знает, почему малиновый стал предпочительным цветом для пиджаков - по одной из версий, Джанни Версаче в 1992 году на Неделе высокой моды в Париже показал коллекцию, главным хитом которой стали классические брюки и ярко-красные пиджаки. А уже через пару недель в пиджаки с лейблом Versace оделись «новые русские» от Владивостока до Одессы.
Другая версия – якобы моду на красные пиджаки ввёл Вячеслав Зайцев, которому в то время приходилось активно обшивать «братков». По версии мэтра, это Версаче подхватил и развил его идею.
К середине 1990х-х гг. малиновый пиджак уже стал культурным кодом, по которому безошибочно узнавали «хозяина жизни»: внезапно разбогатевшего молодого человека, как правило, необразованного, и что характерно для Кавказа - выходца из семьи, не имеющей какой-то особой мифологии и истории. Такой человек не имел никаких шансов взлететь наверх в любое другое время, кроме эпохи первоначального накопления капитала.
На Кавказе малиновый пиджак и его «богатырский крой» идеально вписывался в предоставление о мужской брутальности – он символизировал власть, был неизменным атрибутом мужского достоинства и состоятельности, непоколебимости.
Малиновые пиджаки не выделяли из толпы, а делали человека таким, как все. А «быть не хуже других» – одна из постоянных мотиваций в кавказском менталитете.
К концу 1990-х гг. пиджачная лихорадка прошла, в начале 2000-х стало принято одеваться дорого, в неброские цвета и выдерживать их сочетания.
В 2009 году малиновый пиджак снова появился в модных коллекциях, но в России уже не имел оглушительного успеха, как в 1990-е.
«Пацаны», выросшие из заготовителей или начинающих бизнесменов в солидных мужчин, стали бизнесменами и политиками, а на смену малиновому пиджаку пришли люксовые модели из последних коллекций.
Самые стильные публичные кавказцы - Сулейман Керимов и Руслан Байсаров - возможно, тоже пережили увлечение малиновым пиджаком 1990-е?
.