об идее запретить никабы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Вчера с подачи главы СПЧ Валерия Фадеева снова поднялся вопрос никабов. Фадеев заявил, что нужно запретить их ношение.
Сотни комментаторов в северо-кавказских каналах разделились - но всё же, мне показалось, что тех, кто поддержал мысль о запрете было меньше тех, что выступал против фадеевской инициативы.
Для меня это сложный вопрос, на который трудно ответить категорично.
Запрет никаба ущемляет право на вероисповедание - тут нет единого мнения у самих мусульман, мне уж тем более не понятно. Одни теологи говорят, что никаб - это не религиозное одеяние, а традиционное и доисламское, что покрывать полностью лицо должны только жёны пророка. Другие считают, что никаб - это религиозное одеяние, не обязательное, но допустимое. Кто-то считает его обязательным.
Никаб не совместим с безопасностью, человека в никабе нельзя идентифицировать, человек, прикрывшийся религиозной одеждой, может совершать преступления и скрывать свою личность - с одной стороны разумно, с другой можно скрывать своё лицо бейсболкой, очками, капюшоном, медицинской маской, гримом. Тут, конечно, открывается большое поле для запретов.
Никаб - это выбор женщины - окей, если это выбор, значит его можно изменить в любой момент. Если нет, то это не выбор. Лично мне сложно верить в то, что кому-то искренне нравится принимать пищу с тканью на лице, как и в то, когда женщина меня уверяет, что её туфли на двенадцатисантиметровом каблуке очень удобные. Но человек ведь имеет право добровольно быть в дискомфорте. Кто-то же зачем-то поднимает штанги по 200 кг без всякой необходимости, уничтожая свои связки и суставы и никому нет до этого дела.
Запрет никабов лишит этих женщин возможности выходить на улицу - да, это действительно ведь может усугубить их положение, они не будут выходить без никабов, а просто не будут выходить. Тут я подумала - а где вообще в республиках чаще всего можно встретить женщин в религиозной одежде, в никабе? Я чаще вижу их в районе мечети, в очереди к педиатру, в парке с колясками. Я не встречаю их в кино или музеях, у моих детей они не преподают плаванье или английский, приходя в какое-то учреждение/офис я не встречаю там сотрудниц в никабах, никаб уж точно не носит наш логопед. Возможно, все они программистки на удалёнке, конечно. А возможно это усложняет их социализацию и профессиональную реализацию на радость мужьям, которые хотели бы видеть своих жён исключительно в роли матерей их детей и домохозяек.
Никаб с точки зрения феминизма - тут тоже есть разные мнения. С одной стороны нельзя указывать женщине что ей носить, это её тело - её дело. Тут опять же принципиален вопрос - насколько это реальный выбор женщины, а не следование традициям семьи, общества, требованиям мужа и т.д. Другое мнение - такая одежда нужна, чтобы скрыть от мужчин тело женщины. То есть женщины тут - это сексуальный объект 24/7. В случае с никабом получается, что и лицо сексуализируется, а в случае с паранжой - и глаза, кисти рук. Часто покрывают и детей, сексуализируя маленьких девочек тем самым.
Никаб - это не наша культура. Да, не наша. Но обычно те, кто это говорит, не бывают в этот момент одеты в черкесску и папаху. Так что это, конечно, глупый аргумент.
В общем, вопросов много. Любопытно, что в Госдуме ответили, что если и будут что-то решать по вопросу никабов, то сделают это за закрытыми дверьми в компании местных властей и религиозных деятелей ислама. Было бы удивительно, если бы что-то решилось с открытыми дверьми и если бы додумались спросить самих женщин.