«Беглянки» - фильм о том, как сбегают из дома кавказские девушки
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
О том, как сбегают из дома кавказские девушки и людях, которые им помогают, вышел фильм «Беглянки».
Два года журналист Владимир Севриновский работал над этим фильмом, чтобы рассказать о кризисной группе «Марем», которую основала журналистка и гражданская активистка Светлана Анохина.
Кадр из фильма «Беглянки»
В фильме есть несколько из 27-ми историй эвакуации, которые успели провернуть «Марем» за год и два месяца существования. А одна из историй разворачивается прямо на глазах зрителя - девушка по имени Патимат уезжает из родного села. В машине оператор спрашивает Патимат, что она сейчас чувствует?
Девушка пытается объяснить свои чувства и у неё не получается подобрать слова, но она выглядит абсолютно счастливой. Один из самых трогательных моментов в фильме, когда я, честно говоря, прослезилась.
Интересно, что в фильме нет самих историй от девушек об их жизни до побега со всеми подробностями насилия, как это обычно бывает. Однако, по разным деталям и рассказам беглянок о новой жизни становится понятно даже больше. Это действительно тонко сделано.
Кадр из фильма «Беглянки»
В фильме использованы фрагменты из анимационных фильмов, которые делают «Марем» по мотивам историй своих беглянок. На меня почему-то больший эффект произвели простые перебивки с кадрами улиц какого-то села или города (в Дагестане, кажется). Просто смотришь на эти привычные газоблочные дома с пристройками, большими воротами и тоска берёт, что для кого-то родной дом - это не опора и место спокойствия, а место, откуда надо убегать с активистами и юристами.
В фильме, наверное, ожидаемо было бы увидеть активисток «Марем», которые бы, сидя в кресле с красиво подсвеченным фоном, рассказывали о том почему они решили помогать людям и какие они замечательные. Но этого в фильме нет, потому что им, вероятно, некогда записывать такие красивые интервью и объяснять вообще кому-то такие банальности. Разговоры сняты на ходу, то в поезде, то в перерывах между созвонами с беглянками. Становится понятно сколько работы и дикого стресса стоит за каждой такой эвакуацией.
Кадр из фильма «Беглянки»
В конце фильма сама спасительница беглянок Анохина становится беглянкой - из-за угроз родственников кого-то из девушек ей приходится вновь собирать чемодан и куда-то срываться. История зацикливается, хэппи энда нет.
Сейчас фильм доступен к просмотру на разных площадках платно. Я не знаю какая судьба дальше ждёт фильм и станет ли он доступным для всех, но очень хотелось бы. Не питаю иллюзий, что он перевернет сейчас всем мозги и вдруг исчезнет проблема домашнего насилия. Просто считаю важным сам факт существования таких фильмов, где показывают всё как есть, без пафоса и тенденциозности.