новые ритуалы туристического города
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Во Владикавказе вовсю туристический сезон, на майские праздники все гостиницы были забиты, а по центру туристы гуляли толпами, без преувеличения.
Работа гида - это новая актуальная профессия в Осетии. Теперь гидов готовит государственный центр занятости и получить лицензию может любой желающий, прошедший аттестацию. Несколько моих знакомых нашли себя в этой профессии. Гуляя по городу и наблюдая за группами туристов, я заметила парочку странных ритуалов, которые исполняют туристы с подачи гидов.
Так вот, в главном парке города у национального музея есть лабиринт из камней, который соорудили как часть ландшафтного дизайна. Лабиринт этот повторяет рисунок махческого лабиринта – одного из моих любимых экспонатов национального музея. Махческий лабиринт – это огромный камень, на котором изображен лабиринт, называется он так, потому что нашли его в осетинском селении Махческ в 1875 году. Считается, что это эпоха бронзы, докобанский или кобанский период. Этот лабиринт любят называть еще лабиринтом Сырдона – героя Нартского эпоса. Несколько раз я видела, как гиды предлагают туристам загадать желание, обойти лабиринт три раза и в конце обязательно произнести «благодарю за исполнение». Какая этому предшествует легенда даже не представляю.
Но есть еще более нелепый ритуал – загадать желание и обойти три раза вокруг скульптуры городового. Какие-то однообразные ритуалы. Что там с фантазией у гидов этих?
Я могу понять почему для своих легенд гиды выбрали махческий лабиринт, есть в нем что-то загадочное, даже мистическое. Но как вышло, что пузатый держиморда городовой стал исполнителем желаний? Может он им Санта Клауса напоминает?
(фото Мир24)
Скульптура городового находится в самом центре главной пешеходной улицы города. Здесь тебе и Ленин, и отель с имперским налётом «Александровский» и городовой – вся та самая имперская власть в микромасштабе.
А вот как интересно описывал работу городового в царские времена осетинский писатель Арсен Коцойты ("Тохы бон"):
«Стоявший на углу городовой потянулся за своим свистком, но увидев, что бьют горца, убрал свисток и сделал вид, что смотрит в другую сторону. Он бы и сам приложился пару раз, но форма городового мешает!
Когда Додти упал, то его окружили и начали избивать, кто как мог. Одни били палками, вторые камнями, третьи ногами. Избиение сопровождалось проклятиями в адрес горцев:
- Всех этих собак надо перебить!
- Нужно сослать этих гололобых в Сибирь!
Два-три раза Додти попытался было подняться, но один высокий блондин, не в силах скрыть от радости улыбку, принес большой булыжник и ударил им Додти по голове. Камень пробил череп, и кровь вперемешку с мозговым веществом окрасила мостовую. Преследователи выкрикнули последние проклятия в адрес Додти, некоторые из них еще и плюнули на его тело и разошлись. Только после этого городовой бросил взгляд в их сторону и, увидев, что человек уже не двигается, а убившие его разошлись, медленно достал свисток".
У меня, кстати, появилась идея сходить на экскурсию и послушать что же там еще интересного рассказывают, какие легенды, может, желание даже загадаю. Но это не точно.