Возможны ли шариатские суды в России?
26 ноября в Нальчике состоялась международная научно-практическая конференция «Исламская правовая культура в современной России: состояние и перспективы», организованная ДУМ Кабардино-Балкарии при поддержке Правительства республики и Фонда поддержки исламской науки, культуры и образования. В ее работе приняли участие духовные лидеры мусульман России и зарубежья, ученые и эксперты, а также представители власти.
На конференции обсуждались исторический опыт сосуществования российского имперского права и шариата в 19 веке, международный опыт реализации норм исламского права и опыт практической деятельности кадиев в современной России.
Примечательный факт. В ходе конференции, ни один из множества выступивших не произнес определение «шариатский суд», либо «шариатский судья», за исключением представителя Татарстана. Мне это показалось странным. В описательной части резолюции я увидела объяснение этому:
«Некорректное использование термина «шариатский суд» породило в общественном мнении ассоциации с террористическим самосудом международных бандформирований…» В связи с этим «всем духовным управлениям рекомендуется воздержаться от данного термина применительно к реальности светского Российского государства».
Речь шла об исламской правовой культуре. Однако, «из песни слов не выкинешь», и понятно, что исламская правовая культура – это ни что иное, как шариат, а кадий – это шариатский судья. В Лондоне, например, во всю действуют шариатские суды.
Выступивший на конференции начальник Управления исламских исследований при Министерстве по делам религий Кувейта, доктор шариатских наук Шейх Джалуи Мубарак Аль-Джамии сообщил, что 11 лет работал по бракоразводным делам, он поделился своим опытом.
По его мнению, темы семьи и брака, содержания детей, распределения наследства - это вопросы, которые касаются выбора человека и люди в этих вопросах могут договариваться. Когда супруги выбирают человека, которому доверяют разрешить конфликт, они узнают о своих правах и обязанностях, а допустивший ошибку узнает о своих заблуждениях, у супругов не остается неприязни к друг другу.
Представитель ДУМ Крыма Хамид Ишматбеков рассказал о том, как ему удалось разрешить денежный спор православного с мусульманином. В мечеть обратился некий гражданин, которому мусульманин не возвращал долг, в общем между ними был спор. После беседы долг был возвращен.
Доктор исторических наук, профессор Алексей Ливеровский, занимающийся, по его словам, вопросами исламского права, сообщил, что принимает участие в конференции по поручению Администрации Президента РФ.
Ливеровский сообщил, что в XIX веке в Российской империи сосуществовали имперское право и шариат, имело место разделение вопросов, которые рассматривались империей и на местах, и такое разделение было записано в Своде законов Российской Империи. Он также отметил, что и сейчас возможно такое разделение и выделение вопросов, которые могут решаться самостоятельно.
Об истории шариата в XIX и в начале XX века на Северном Кавказе рассказал судья Конституционного суда КБР, доктор юридических наук, профессор Замир Мисроков. Он отметил, что шариат являлся неотъемлемым компонентом жизни северо-кавказских народов.
Была принята резолюция, содержащая рекомендации из восьми пунктов, суть которых звучит так: изучить опыт существования исламской правовой культуры в истории Российской империи с целью его возможного применения в условиях современной России на основе принципа добровольности. При этом - не допускать вмешательства религиозных организаций в сферу деятельности органов власти, не подменять шариатскими судами правосудие.
Выскажу и я свое мнение по теме
На мой взгляд, шариатские суды востребованы самой жизнью и порой крайне необходимы.
Например, я за то, чтобы в шариатских судах рассматривались бракоразводные вопросы. Согласитесь, что в этой сфере у нас критическая ситуация. В КБР, которая находится в пятерке более или менее благополучных регионов по показателям, процент разводов составляет 50 из 100. Бывают случаи, когда при первых же семейных неурядицах, пары распадаются. Родители не могут разрешать такие конфликты. Не имея знаний, зачастую, они руководствуются лишь эмоциями, в результате чего возникают новые обиды. В итоге молодые разводятся, а бывшие родственники становятся врагами.
Кроме этого, нередко гражданские споры в судах длятся годами. Такие споры юристы называют «дела с бородой». Может быть, какие-то из них могли бы быть разрешены шариатскими судами в порядке досудебного разбирательства и не отнимали бы столько времени и сил у сторон.