Адыгская (черкесская) свадьба
На днях в СМИ появилась информация о том, что ученые-этнографы Адыгеи восстановили сценарий местной свадьбы, основанной на традициях адыгского (черкесского) народа. Проект подготовлен сотрудниками АРИГИ (Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований).
"Мы завершили работу над единым сценарием традиционной адыгской свадьбы, собрав все правила ее проведения воедино, и рассчитываем, что вступающие в брак молодые люди будут опираться на него и сохранять таким образом богатую культуру народа", - рассказала соавтор работы доктор филологических наук Рая Унарокова.
Ученые Адыгеи разработали единый сценарий адыгской свадьбы
4 июля текст свадебного сценария опубликован на официальном сайте АРИГИ. Работа издана на адыгейском языке. Планируется перевод на русский, а также издание видеоверсии свадьбы и проведение обучающих семинаров для ведущих свадеб (джэгуако) правилам проведения обрядов. Необходимость этой работы действительно была затребована адыгским обществом в целях сохранения национальных традиций и обычаев, сложившихся на протяжении столетий.
Исходя из собственных наблюдений, могу отметить, что многие традиционные свадебные ритуалы адыгов в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее стали забываться. Вместо них в адыгский свадебный этикет привнесены элементы европейской свадебной традиции. К ним относятся, прежде всего, одежда - белое свадебное платье с фатой для невесты вместо адыгэ фащэ, и современный костюм жениха вместо черкески.
Современные свадьбы адыги, как правило, празднуют в ресторанах, где жениха с невестой сажают рядом за одним столом. Каких-нибудь 15-20 лет назад это считалось недопустимым. А в семьях, где уважали традиции, в присутствии старших молодые не должны были появляться вместе и какое-то время после свадьбы. Кроме этого, в адыгское свадебное торжество внесены такие элементы культур других народов как бросание невестой свадебного букета, совместное разрезание женихом и невестой свадебного торта.
На современных свадьбах жених с невестой исполняют совместный танец, что также противоречит нормам адыгского этикета, хабзэ, и считается нескромным поведением с их стороны. На адыгской свадьбе жених и невеста не должны видеться друг с другом. И не должны появляться вместе.
Новость о работе адыгейских ученых по возрождению национальной культуры проведения свадеб активно обсуждалась в социальных сетях. Например, в паблике «Патриот КБР» в Instagram она набрала 2276 «лайков» и 93 комментария. Пользователи пишут об этом, в основном, с одобрением:
Но в традиции адыгской свадьбы имеются и свои накладки. В частности, свадьба продолжалась не один-два дня, а, как минимум, две недели. Все это время всех приходящих с поздравлениями надо было угощать.
Далее следовали визиты новых родственников друг к другу с подарками. В советское время сложилась традиция дарить каждому родственнику со стороны невесты, либо со стороны жениха, отдельный чемодан с подарком. Пусть подарок представлял собой лишь отрез на платье или костюм, но чемодан обязательно должен был быть персональным, с ключиком. К чемоданам обязательно прилагался живой баран, украшенный бантами, ну и всякие сладости. Чемоданы сначала везли от невесты к жениху, потом от жениха к невесте. По поводу свадебных чемоданов советские кабардинские писатели нередко иронизировали. В кабардинском драмтеатре шел спектакль по пьесе Бориса Утижева «Бунт невест».
Сейчас от традиции дарить подарки, да еще и в чемоданах, отказались. Барана везут уже освежеванного, а подарки дарят в денежном эквиваленте. Чем богаче брачующиеся, тем больше денег они дарят друг другу.