Забытое село Даhряз...
Похолодало, дни тоже стали короче, не заметил, как лето прошло.
За эти несколько дней объездил разные районы Арцаха, побывал во многих селах, поехал в монастыри Гандзасар и в Амарас. После войны почти нигде не был, покажу их еще, там свои новости, Амарас усиленно реставрируется, в Гандзасаре решили починить крышу, куда в позапрошлом году ударила молния .
Но это чуть позже, сейчас расскажу про маленькое село Даhряз (как произносится, так и записал название).
Село находится на самой границе Аскеранского района и во время первой Карабахской войны, в 1992 году, несколько месяцев находилось под оккупацией Азербайджана. Дорога до села есть, но добраться можно только на внедорожнике.
В свои лучшие времена в нем жило около 50 семей. По данным Википедии, в 2005 году в селе проживало восемь человек, а в 2015 году всего пятеро. Сейчас там никто постоянно не живет. Село практически заброшено...
Окруженное со всех сторон живописными горами село имеет несколько культурно исторических достопримечательностей. Моросящий дождь помешал нам взойти на гору, которая в народе так и называется Керц (гора), на которой сохранились фрагменты древней крепости, а также уникальная часовня Урумсим (искаженное Рипсимэ). Сказали, что в этой часовне нет обычного входа с земли, в нее можно спуститься только с крыши на веревках.
Сохранилась в селе и церковь, вычитал из книги Ш. Мкртчяна, что называется она Кармир Аветаран (Красное Евангелие). Название церкви объясняет отлично сохранившийся маленький хачкар (крест-камень) над арочным входом в церковь.
Ажурно вырезанный по центру крест украшен четырьмя маленькими крестами по углам. Большой крест - символ Христа, четыре маленьких - символ 4-х Апостолов, авторов четырех Евангелий, распространяющих христианство на все четыре стороны света, почти такой же и на флаге Грузии.
Похожий крест называют часто Иерусалимским крестом, говорят, что первый король крестоносцев, Готфрид Бульонский, выбрал похожий по форме крест с четырьмя крестами по углам в качестве своего герба. Видимо, в свое время в этой церкви хранилось Красное Евангелие, потому церковь так и прозвали.
Почему красное? У меня этому два объяснения, одно нереальное, что Евангелие было написано кровью, другое более подходящее: возможно, миниатюры раскрасили очень дорогой в те времена армянской кошенилью. Она известная также под именем вордан кармир (кармир - красный).
Кошениль - вид насекомых из которых, из которых и изготавливали краску, которыми потом окрашивались рукописные Евангелия. Церковь, судя по надписи на тимпане, реставрировали в середине 19 века, потому она еще держится, но состояние ужасное.
Тесанные плиты алтаря разворочены, видимо, варвары, оккупировавшие ненадолго село, надеялись найти под ними спрятанные сокровища. Большие трещины в стене кричат о том, что церковь нуждается в срочной реставрации. Но кто ее делать будет.
Лишь крышу изнутри покрыли целлофановой пленкой, чтобы дожди окончательно не разрушали стену...
Прошелся по улицам села, все вокруг заросло кустами ежевики, а полуразрушенные стены домов оплели ползучие лианы. В селе уцелело всего пять домов, которые имеют жилой вид, все остальные разрушены временем и войной.
Об уникальной архитектуре домов, построенных из каменистого пласта, рассказывал отдельной статьей
Сельская архитектура, ставшая модой в Степанакерте
Очень красиво смотрится, жаль, что все разрушается...
Некогда плодоносные сады вокруг домов, оставшись без хозяйской руки, разрослись в дикие джунгли. Родник около дороги высох, возможно, осенние дожди вновь наполнят его водой, но почему большие массивные плиты, которыми построен арык родника разворочены - непонятно...
фото и видео: Давид Симонян