Музыкальный Баку против провинциальной безвкусицы, и встреча с Магомаевым ФОТО
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Передвигаться в междугороднем пассажирском транспорте для меня мучение - вынужденное прослушивание громкой и невероятно безвкусной музыки, запускаемой в динамики водителями. Иногда эту смесь худшего, что есть в музыкальной псевдокультуре Турции, Ирана, России и Азербайджана, у нас называют свадебной. Действительно, такой низкотреб обычно играют на свадьбах, но у нас бывают свадьбы, организовываемые образованными людьми, где можно и вкусно поесть, и интересно беседовать за столом, иногда прослушивая негромкую народную или эстрадную музыку. Но чаще гости выходят в холл, чтобы отдохнуть от грохота и перемолвиться с родственниками. Я же просто предпочитаю свадьбы не посещать. В транспорте крутят именно такую музыку.
Вчера я вспомнил, что во время моего проживания в Илису, в Баку установлен памятник великому нашему певцу Муслиму Магомаеву, где-то на бульваре. Пошел его смотреть. Получилось так, что моя прогулка по маршруту моих отроческих скитаний сопровождалась музыкальным исполнением уличных музыкантов.
Магомаев опять сказал фальсификаторам: кто он
Спустившись в Губернаторский сад, я в самом ненавистном мне месте - там, где в средневековую стену забили кольями дурацкие и ненужные часы, - с удивлением видел большой черный рояль, за которым играл молодой парень. Исполнял красивую азербайджанскую музыку, что-то вроде Эмина Сабитоглу, а это высокий уровень композиторского искусства.
Потом парня сменил другой музыкант, и тоже играл что-то ласкающее мой усталый слух. Но погода пасмурная, времена дождей в Баку. Уберут ли рояль в закрытое место те, кто все это придумал? Ничего не известно. Но очень красиво и тонко, после шестичасовых поездок в "музыкальных автобусах" по маршруту Баку-Гах-Баку встреча с роялем меня немного восстановила.
Спустившись в подземный переход под площадью Азнефть (а этот мраморно-золотой подземный дворец поражает туристов), я с удовольствием прошел и мимолетом послушал исполнение уличного музыканта на таре, сопровождаемое записанным заранее аккомпанементом. Электротар под землей звучит хорошо, но, главное, конечно, это мастерство музыканта и его вкус. Спасибо, музыка подземелья красивая.
Пройдя бульвар, я снова спустился в подземный переход, ведущий к станции метро "Сахил". Тоже мраморно-золотой, как дворец римских императоров. Во втором переходе у микрофона исполнял песни парень с высоким красивым голосом и пел композицию, которую можно выставить на азербайджанском ТВ, вытолкнув оттуда свадебных клоунов. Спасибо и этому парню.
В квартале старинных жилых двухэтажным домов, 2-3 года назад красиво отреставрированных государством, я фотографировал интересные музыкальные прибамбаски: почтовый ящик на стене дома с нарисованной на дверке группой народных музыкантов и веселый фонарный столб, играющий на арфе. Это столб - уникальный, мне очень нравится, я бы такой поставил там, где живу, чтобы настроение не падало.
На Бульваре нашел скульптуру Муслима Магомаева. Обуреваем сложными чувствами. Про искусство, в котором любой ваятель кинет вам в лицо "а так вижу", спорить сложно. Тем более тем, кто далеки от мира прекрасного, как я, конкретно. Но позвольте мне, жителю Баку сказать, что негоже ставить любимцу всего СССР, великолепному азербайджанскому певцу Магомаеву памятник, мало отличимый от безликих бронзовых скульптур, расставленных в Баку для услады туристов.
В нашем городе есть девушка под зонтиком, красящая губы, есть старый моряк, смотрящий в Каспий, и есть худой скрипач, рвущий в экстазе струны скрипки - все это безымянные герои уличного бомонда, никого они не славят и ни о чем не сообщают. Про красящую губы дурного не скажу, а моряк, высматривающий волны, и уличный скрипач - не типичные азербайджанские персонажи.
В таком же вольном, стилизованном виде придумал памятник Магомаеву наш вечный шеф скульптурного бизнеса Эльдар Омаров. Спасибо, что лицо певца изваяно так, что Муслим узнаваем. Остальное - нет. Изможденно-худое тело певца вытягивается вверх, пальцы обоих рук страшно растопырены... Конечно, когда Магомаев пел, он принимал и такой облик, но были же в его сценическом поведении иные образы, не обязательно правая рука должна ловить баскетбольный мяч, или вбрасывать мяч в корзину - уж не знаю каким этот миг вообразил мэтр Омаров.
Изюминкой на торте был стенд у скульптуры с написанным текстом-пояснением о творческой жизни певца. Там же несколько кнопок с названиями его лучших песен. Но, нажав кнопки, я мелодию не получил. Стоящий рядом парень, как видно, также обломавшийся, пояснил: батарейки иссякли.
Е-мое, ну если вы потратились на целую скульптуру, да еще и себя, надеюсь, не забыли, сделайте так, чтобы музыка звучала всегда!
Скульптура - это форма творчества, поэтому мало что мне нравится-не нравится. Вчерашняя прогулка имела для меня другой, более важный вывод: высокое искусство в Азербайджане не умерло под натиском свадебного разгула. Это радует, и хочется, так сказать, жить и творить, творить и жить...