"РАССКАЖИ И БУДЕШЬ ПОМИЛОВАН" - Расул Кадиев, Дагестан.
1. НУЖНА ЛИ НАМ КОМИССИЯ ПО УСТАНВОЛЕНИЮ ИСТИНЫ ? "РАССКАЖИ И БУДЕШЬ ПОМИЛОВАН" - Расул Кадиев, Дагестан: "Очередной раз перечитывая новостную ленту нашел сообщения об обстреле колонны МВД и мирных граждан, и в каждой из новостей идут разные мнения…"
2. с. Советское - vobarut, Дагестан: "Ночью, на субботу, убит директор местной школы Садикуллаха Ахмедов. Тот самый, который как утверждают многие заставлял религиозных девочек снимать платки, а на спине ребят проверял следы хиджама"
3. А президент-то ненастоящий! - john-rend, Дагестан: "Президент низложен. Через полгода его не будет! Некогда многонационаЛный дагестанский народ выступал против президентсва - ни к чему нам единоначалие в Стране гор и языков – решил народ."
4. Цхинвал. Город. - Алан Цхурбаев, Северная Осетия (ФОТО)
5. Служить или нет?! Вот в чем вопрос! - zaur05, Дагестан: "Российская армия - "зона" со всеми своими законами и понятиями! Хотя нет... хуже. Зеков не посылают в чечню умирать за нефть"
6. Оплата на месте - Ираклий Хинтба, Абхазия: "Интересно, в МВД знают о таких интересных практиках своих сотрудников? Или же я ошибаюсь, и такая норма, как «оплата штрафа на месте», существует в нашем законодательстве?"
7. Грузия - kiahba-krivoy, Абхазия: "Я глубоко поражен этим делом фотографов. Мне не всегда бывает жаль обыкновенных людей."
8. Уалибах из жидкого азота - Олег Кудухов, Южная Осетия: "Осетинская кухня постепенно завоевывает Москву. Недавно был захвачен очередной плацдарм в гипермаркетах международной розничной сети «Auchan».
9. Кавказ и кавказцы в советском кино. Запретная любовь Элисо - Наима Нефляшева.
10. Всегда думал, что хуже, чем на Кавказе, нигде не ездят. - digoronaz, Северная Осетия.
1. НУЖНА ЛИ НАМ КОМИССИЯ ПО УСТАНВОЛЕНИЮ ИСТИНЫ ? "РАССКАЖИ И БУДЕШЬ ПОМИЛОВАН" - Расул Кадиев, Дагестан.
Очередной раз перечитывая новостную ленту нашел сообщения об обстреле колонны МВД и мирных граждан, и в каждой из новостей идут разные мнения… И решил попробовать продолжить дискую, начатую мною с появлением Комиссии по адаптации о ее роли и методах властей вывода Дагестана из гражданской войны.
Через margret-stwt.livejournal.com я связался с работниками «Правовой инициативой», которые прислали мне экспертную подборку по аналогичным комиссиям, созданным после войн в разных странах и в разное время и которых относят к правосудию переходного периода.
Трудно грубо обобщит международный опыт не вгоняя читателя в сон, не имея докторской степени в этой области, да еще посметь сравнить этот опыт с нашей Комиссией, но я выложу свои непрофессиональные заметки, (в конце концов это мой блог или нет?:)))
Как правильнее поступить, чтобы в разделенном, хрупком и нередко еще не оправившемся от очень болезненных испытаний обществе одновременно наказать и примирить? Правосудие переходного периода, это когда политические интересы сохранения хрупкого мира только что оконченной гражданской войны должны быть урегулированы с интересами прав человека.
Эти задачи решались в одних случаях уголовными трибуналами, а в других случаях простой комиссией по установлению истины и примирению.
«Дискуссия о природе санкций, которая проходила во второй половине 1990-х гг. между сторонниками международных уголовных трибуналов и теми, кто отдавал предпочтение комиссиям по установлению истины, сфокусировалась вокруг двух приобретших наибольшую известность примеров правосудия переходного типа, а именно Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) и Комиссии по установлению истины и примирению в Южно-Африканской Республике. В сущности, сторонники трибуналов придерживались мнения, что к лицам, ответственным за массовые преступления, нужно применять уголовные санкции. Они утверждали, что без таких санкций будет невозможно утвердить верховенство закона, развивать культуру прав человека и продвигаться в направлении примирения. Чтобы утолить жажду мщения и прервать цикл насилия, необходимо наказание, даже если это наказание ничтожно по сравнению с совершенными преступлениями 6. Именно по этой причине Совет Безопасности ООН, принимая резолюцию 955 (1994 г.) об учреждении Международного уголовного трибунала по Руанде (МУТР), четко определил «примирение» как одну из целей нового института. …
С другой стороны, сторонники комиссий по установлению истины, в особенности ключевые деятели, стоявшие за Южно-Африканской комиссией по установлению истины и примирению, утверждали, что обещание амнистии тем, кто повинился в своих преступлениях, дает более ясную картину истины и более эффективно с социальной точки зрения, чем трибуналы. По их мнению, когда люди видят, как преступники каются в содеянном, это само по себе способствует исцелению ран прошлого. Эта политика этического и стратегического прощения четко выражена в лозунге Комиссии: «Раскрыть — значит вылечить».
Наказание — форма общественного осуждения (назвать и устыдить) —
была частью процесса строительства нации, который сделал возможным символическое возрождение Южной Африки и отказ от апартеида в пользу нации радуги. Комиссия, говорили они, более эффективно способствует реконструкции общества и примирению, чем бесконечные и дорогостоящие процессы и смещение горстки лидеров» (Пьер Хазан — Природа санкций: случай Марокканской комиссии справедливости и примирения Том 90 Номер 870 Июнь 2008 г. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ Красного Креста)
Салах Эль-Уади, сам бывший политзаключенный и член Комиссии, разъяснял свою позицию следующим образом: Мы предложили монархии такую историческую сделку: государство признает свою вину, начинает процесс глубокого реформирования, включающий конституционные гарантии неповторения, и развивает подлинную культуру прав человека, насаждая демократию, достойную этого имени. В обмен мы отказываемся
от судебных разбирательств. Это — стратегическое прощение. Я не верю в право возмездия, поскольку, как сказал Десмонд Туту, если применять принцип «око за око и зуб за зуб», в результате каждый останется слепым и беззубым.
Сторонники Комиссии принимали во внимание три следующие фактора:
1. Они считали, что недостаток независимости у марокканской судебной системы будет препятствовать в обозримом будущем справедливому судебному разбирательству.
2. Они надеялись, что процесс правосудия переходного типа прольет свет на преступления прошлого и будет способствовать дальнейшей демократизации. С их точки зрения, работа Комиссии должна была стать рычагом демократической трансформации марокканского общества.
3. Они верили, что процесс правосудия переходного типа со временем приведет к мобилизации гражданского общества, создаст новое соотношение политических сил в стране, вызовет к жизни очистительную институциональную реформу, которая сделает судебную систему подлинно независимой и проложит путь к привлечению виновных к уголовной ответственности. Они считали, что Комиссия по установлению истины всколыхнет гражданское общество и побудит его действовать для придания новой конфигурации политической среде и сразу сделает возможной деятельность, которая еще вчера казалась немыслимой. Их аргументы основывались, в частности, на примере Аргентины, где законы об амнистии (Punto final) недавно были отменены и началось преследование виновных в судебном порядке. Для них важнее всего было не наказание виновных, а переход от авторитарного режима к конституционной монархии. Со своей стороны, противники Комиссии приводили следующие аргументы:
1. Они считали неприемлемым превратить — с благословения некоторых бывших жертв — правосудие переходного периода в предлог для того, чтобы если не полностью оправдать, то освободить от любого наказания бывших руководителей репрессивного аппарата. Они видели в Комиссии завуалированную попытку реабилитировать руководителей репрессивного аппарата и их подручных и обеспечить их безнаказанность.
2. Они осуждали операцию как попытку королевской власти замять скандал в то время как ответственные за годы репрессий продолжали занимать ключевые посты в армии и полиции.
3. Они также критиковали продолжающиеся нарушения прав человека, в частности в контексте «борьбы с терроризмом», которая была начата после террористических актов в Касабланке в 2003 г. и привела к аресту трех тысяч исламистов на основании принятого в горячке закона
Этот отрывок из статьи Пьер Хазан, на мой взгляд, наиболее кратко объясняет цели, плюсы и минусы комиссий по примирению.
А теперь о нашей Комиссии.
Во-первых, до сих нет официального признания гражданской войны в Дагестане. Государство считает что оно только обороняется от экстремистов. В итоге изначально игнорируется то, что сторонами конфликта является силовики и экстремисты.
Во-вторых, учитывая первое, власти не ставили изначально официальную роль Комиссии как гражданское примирение. Комиссия учреждена как жест доброй воли со стороны силовиков предлагающих противнику просто сдаться.
В-третьих, Комиссии учреждена официально Президентом Дагестана, то есть не федеральной властью. Неофициально она учреждена НАК. Соответственно ее полномочия серьезно занижены.
В-четвертых, Комиссия может только ходатайствовать за человека перед правоохранительными органами и судом, ПРИЧЕМ, ЭТО ПРАВО НЕ ПРОПИСАНО В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ.
Функции адаптации комиссии распространяются только на сдавшихся боевиков и их пособников. НО КОМИССИЯ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ АДАПТАЦИЕЙ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ ОРГАНОВ, КОТОРЫЕ НУЖДАНЮТСЯ РЕАБИЛИТАЦИИ И ПОСТОЯННОЙ ЗАЩИТЕ.
И наконец, возвращаясь к опыту марокканской комиссии, в период борьбы с терроризмом рассчитывать на самостоятельность судов и объективность правоохранительных органов не приходится.
И наконец, последнее, Комиссия НЕ СТРЕМИТСЯ УЗНАТЬ ПРАВДУ О ВОЙНЕ, А ТЕМ БОЛЕЕ РАСКРЫТЬ ЕЕ ОБЩЕСТВУ.
Таким образом, Комиссия не может быть признана институтом общественного примирения. И небольшое количество обратившихся в последнее время в Комиссию лишнее подтверждение этому.
Нужна ли нам комиссия по установлению истины?
Если вернуться к новостной ленте то по количеству убитых и раненых, как со стороны силовиков, так и со стороны боевиков и мирных жителей, частоте этих фактов - война на лицо. Прекратить эту вону путем предложения сдаться и пройти процедуру зависимых от государства судов, увы не сработало.
Особую озабоченность вызывает количество нарушений прав человека со стороны силовиков. И очевидно, что остановить это насилие силами судов и с помощью прокуратуры – не реально.
Все это говорит о том, что наша ситуация не чем не отличаемся от ситуаций постгражданской войны, которые прошли некоторые страны мира в конце ХХ века.
И как выше было описано основным методом выхода из этой ситуации это установления истины. Ради этого некоторые страны даже шли на полное освобождение от наказания, лишь бы преступники выходили и каялись, что вызывало недовольство ООН. В ЮАР Нельсан Мандела проведший много лет в тюрьме убедил жертв истязаний не предъявлять претензии политическим преступникам, т.к. считал что страна захлебнется в этих судебных процессах
В подобные комиссии приходили как представители властей так и представители оппозиции и рассказывали что, и когда они сделали. После чего они просто уходили.
ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ТАКАЯ КОМИССИЯ НАЧНЕТ РАБОТАТЬ В ДАГЕСТАНЕ?
Кстати напомню, что идея покаяния витала на Съезде народов Дагестана 15 декабря 2010 года, на идее покаяния построил свою речь С.Уладиев.
Если в такую комиссию будут обращаться и боевики и их пособники и сотрудники силовых ведомств и будут рассказывать о том, кого и когда они убили, избили и почему; если это все будет фиксироваться даже на условиях анонимности; если лица обратившиеся в комиссию будут освобождены от наказания – СМОЖЕТ ЛИ ДАГЕСТАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРОСТИТЬ ИХ И ПЕРЕВЕРНУТЬ ЭТУ СТРАНИЦУ СВОЕЙ ИСТОРИИ?
У меня, естественно нет на это ответа.
На «повисший» вопрос « а насколько это будет законно?» я, извините за хамство отвечу вопросом «а Комиссия по адаптации на сколько законна?». Я не думаю что за гражданский мир мы не можем принять специальную нормативную базу позволяющую провести подобную акцию, типа «РАССКАЖИ И БУДЕШЬ АМНЕСТИРОВАН».
Ну в общем здесь конечно больше вопросов. Но при этом очевидно что предпринимаемые сейчас меры не решают задачу прекращения гражданской войны.
И главное, всем кто прочитал этот большой материал, большое спасибо
2. с. Советское - vobarut, Дагестан.
Даг.интернет шумит. Ночью, на субботу, убит директор местной школы Садикуллаха Ахмедов. Тот самый, который как утверждают многие заставлял религиозных девочек снимать платки, а на спине ребят проверял следы хиджама (лечебного кровоспускания). Тот самый который спровацировал весь этот «борщ» в Магарамкентском районе. Возможно село Советское и потрясет. А возможно все и «устаканится», а гибель этого «человека» станет (Надеюсь!) точкой в этой некрасящей республику истории. В любом случае государство должно было защитить директора и спрятать.. в ТЮРЬМЕ.
П.С. И не надо искать искать во мне «сочуствующего». Если у покойного плохие отношения с Богом, у него могла бы быть голова на плечах не совершать поступков недостойных директора школы, если не как верующего человека, то как педагога. Эх(
3. А президент-то ненастоящий! - john-rend, Дагестан.
А президент то ненастоящий!
Президент низложен. Через полгода его не будет! Некогда многонационаЛный дагестанский народ выступал против президентсва - ни к чему нам единоначалие в Стране гор и языков – решил народ.
Потом этот народный глас был жестоко попран и оплеван. «Президент» звучал как то западно-маняще. Дагестан стал президентским в 2006 году, сменив Магомедали (он же Дед, политический аксакал) и его эпоху, которая характеризовалась вхождением в Смуту – вызревание гроздьев гражданского противостояния, религиозно-политического экстремизма, небывалой в постсоветских условиях коррупции и стагнирующей клановости. Муху развратил саму идею президентства столкнувшись с Московским двором и нравами России с одной стороны и ударившись в этнополитический экстремизм, в хаос Анти-согласия. Напомним, тема докторской диссертации философа Муху Алиева была Согласие
Идею, что надо отказаться от республиканского президентсва высказывал еще в прошлом году Владимир Жириновский – самый «пьяный» политик России. У него всегда на языке то, что у других на уме. Вслед за ним идею отказаться от титула президент высказывал и Рамзан Кадыров – глас Путина на Кавказе. Магомедсалам Магомедалиевич тут же подхватил этот бас. Пас – передача направо – гол!
Дагестанские бубутаты (как говорит моя 6 летняя дочь) в своем Ацковом (зале НС РД) зале 7 июля решили таки отказаться от слова Президент. Закон вступит в силу с 1 января 2012 года – в год президентских выборов в России – тогда наверняка ожидается, что и Президент в России будет настоящий, а все ненастоящие республиканские политические карлики уйдут в историю.
Теперь тот, кто занимает самое главное кресло в Дагестане будет называться Глава! Ну что такое новое название? Совсем ничего – ну что такое Глава? Глава – это вообще то просто определение-синоним любой руководящей персоны, начальника: Глава Роснефти, Глава Корпорации, Глава страны, глава семьи, глава фирмы…Ну это по-моему лажа! Нельзя так обезличено называть целого руководителя республики. Глава – головешка – головушка…Ужас! Неужели нельзя придумать другое название: вот Председатель Дагестана и то лучше! История Дагестана знала полно названий владетелей местных (не муниципальных) государственных образований.
В советское время Генеральных секретарей дагестанцы обычно называли Паччагь – типа Великого князя. А есть еще Уцмий, Шамхал, Хан, Майсум. Определенно мне нравится ШАМХАЛ – красиво, исторично, преемственно. С чувством собственного достоинства и духа независимости Титул был самый долговечный - с VIII века по 1867 год. Далее он был адаптирован и интегрирован в российскую политическую действительность и шамхалы стали называться Князьями. Пора реанимировать этот титул и сделать его названием для Главы Дагестана.
Кроме того этим какой-никакой федерализм подтверждается в кавказской провинции. Однако, дагестанцы (по сравнению с теми же грузинами) отвратительно инфантильны, отличаются своей погоней за новомодным в ущерб историзму, инкубационности (в бизнесе, культуре, дизайне, политике). А дагестанцы, облаченные властью в том, что касается внедрения, обновления политики и вовсе трусливы и абсолютно не креативны. Это клеймо пора стереть. Магомедсалам мог бы войти в историю – как первый постсоветский ШАМХАЛ. Реанимировать спустя 154 года после того как этот титул канул в историю.
4. Цхинвал. Город. - Алан Цхурбаев, Северная Осетия (ФОТО)
ну и последний пост из Цхинвала, собственно город. сразу оговорюсь, фотографии эти, хоть их и много, не претендуют на то, чтобы показать полную картину города. в Цхинвале есть и новые здания, с виду очень сипатичные, но после всех этих разговоров о том, что власти ЮО намеренно разрыли весь город, чтобы помешать людям выходить из домов и быть политически активными, меня интересовало больше как раз это. Теория, на мой взгляд, абсолютно несостоятельная. протестовать цхинвальцам мешает, все мы знаем что, а совсем не пыль и не канавы. это все равно что заявления о том, что выбросы Электроцинка снижают активность населения Владикавказа и потому никто на митинги не выходит. правда там получается, что какие-то элементы снижают активность, другие наоборот, делают людей агрессивными, и в итоге не понятно все равно, почему народ не ходит. с другой стороны, город Цхинвал сейчас выглядит действительно ужасно. и по улицам действительно трудно ходить, пыль оседает и на глазах и во рту. я видел только одну женщину в респираторе, но и на других фото можно видеть как люди прикрывают лица, переходя улицы в центре. как кто-то невесело пошутил, если бы сейчас началась война, ни один грузинский танк не вошел бы в город из-за этих рвов. и конечно было очень и очень жалко цхинвальских девушек, которые и в этих условиях пытаются выглядеть "с иголочки", и на каблуках прыгают по мосткам через траншеи.
для удобства комментирования все фотографии пронумерованы.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
5. Служить или нет?! Вот в чем вопрос! - zaur05, Дагестан.
Российская армия - "зона" со всеми своими законами и понятиями! Хотя нет... хуже. Зеков не посылают в чечню умирать за нефть. Нашему государству выгодно держать такую армию. Бесплатная рабочая сила для строительства дач, плюс, если случится война - пушечное мясо. Оружие там старое, советских времен. Человеческих условий и нормального коллектива тоже нет. Настоящий патриот всегда будет за то, чтобы армия была профессиональной!
Представьте себе - вы интеллектуал, физик, журналист, артист, художник, в общем человек приносящий пользу в своем месте. И вас отправляют в армию, чтобы там стоять в карауле, бегать 10км, и прочей дурью заниматься. Не лучше ли для этого найти кого попроще, или кого-то, кто хочет этим заниматься?! Если бы там были современные комфортные условия для жилья, высокая оплата, современное оружие, техника, профессиональное обучение военному делу, то туда пошли бы те, кто хочет и главное, сможет защищать Родину. Следовательно, главная цель армии была бы достигнута эффективнее. Если начнется война, то защищать страну со всем народом будут хорошо подготовленные специалисты.
Армия по призыву - это рабство. И никто нас не избавит от этого рабства кроме нас самих. Нет, я не призываю к насилию! Но я призываю всех и каждого бороться всеми законными способами. Если ты откосишь, то "армия рабов", недополучит еще одного солдата. Еще один "упырь" из военкомата получит выговор за плохую работу. И не надо говорить о том, что у парней есть долг перед Родиной. А нет ли у Родины долгов перед своими парнями! Хотелось бы, чтобы и она нам что-то давала, а не доила нас.
В США уже давно отказались от призыва. Теперь их профессиональная армия держит в страхе весь мир. В России призыв принудительный, и эта армия может держать в страхе только свой народ? Лично у меня не было абсолютно никакого желания целый год подчиняться старшинско-сержантскому составу, у которого, я уверен, уровень развития интеллекта намного ниже моего. Поэтому и не служил.
А как поступает государство с ветеранами и пенсионерами? Русский Иван - сегодня он нищий, старый, забытый, больной. А к примеру, немецкий Ганс - здоров, с хорошей пенсией, чисто одет.
Мы единственные, кто до сих пор использует совковые сапоки не по размеру. А чтобы они подошли, обматывают ноги тряпками.
Лично ты имеешь право выбирать, служить или не служить?! Никакой Родине ты ничего не должен, ты у нее ничего взаймы не брал! Пусть тебе предоставят расписку, в которой было бы указано - когда, сколько и при каких обстоятельствах ты у нее занимал? Пусть Родина сначала обеспечит тебе достойную жизнь, а потом уже что-то требует!
И еще, как нам известно из истории, наша страна ни на кого не нападала, а всегда защищалась от врагов! Видимо татары, кавказцы, и другие в свое время добровольно присоединились к России. Наверное очень хотели чтобы их защищала российская армия. Мужиком человек становится по жизни, а не в армии. Мужик - это не тот, кто в армии был, а тот, кто много зарабатывает, чтобы ему и его семье хорошо жилось. Очень смешно слышать про то, как кто-то говорит: "Все мужчины должны... Я пойду в армию и стану мужчиной...".
Ну, сходи, сходи...
6. Оплата на месте - Ираклий Хинтба, Абхазия.
Вчера меня дважды оштрафовали.
Первый раз - на подъезде к Гумистинскому мосту. Остановили для проверки документов - хватился, а прав-то и нет, оставил их в кармане вчерашних брюк. Что делать, пришлось взять талончик на оплату штрафа. Так что тут - ничего интересного.
Но вот во второй раз произошло нечто любопытное. Сразу после въезда в Гагрский район, в поселке Бзыбь, вновь вижу поднятый жезл. Останавливаюсь, и мне объявляют о нарушении мною скоростного режима. Прибор показал, что я двигался со скоростью 74 км/ч, хотя на этом участке, к моему крайнему удивлению, установлен лимит в 50 км/ч. Почему я удивился? Да потому что все всегда проносятся по этому участку трассы на бешеных скоростях, и у меня даже в мыслях не было, что там где-то завалялся соответствующий запрещающий знак. Ну, ладно, нарушил - так нарушил. Не стал спорить, тем более что гаишник был крайне вежлив. Дальше начинается самое интересное. Сотрудник ГАИ сразу же обратился ко мне с предложением оплатить штраф на месте. «Ну зачем Вам забирать документы из управления ГАИ, - начал он мягко так говорить. - Лучше заплатите на месте после оформления протокола. Я Вам это рекомендую». «А что, у Вас новая услуга такая появилась?» - моему удивлению не было предела. Инспектор ответил утвердительно и начал заполнять протокол. Узнав, что я - преподаватель университета, он особо отметил, что поступает так из уважения ко мне как к педагогу, что, мол, ГАИ уважает нашу интеллигенцию. «Пожалуйста, с Вас 600 руб.». Ну, я заплатил. Понятно, что после того, как я поехал дальше, протокол был уничтожен, а деньги прикарманены.
Вот они - новые способы вымогательства взяток. Получается, я дал взятку, и это очень нехорошо. Но эта взятка была выбита из меня мошенническим путем. Я принял участие в этом спектакле для того, чтобы получить интересный опыт. Самое главное, я остался не с пустыми руками, а с корешком того самого липового протокола, где значится фамилия инспектора и отмечена санкция «Оштрафован на месте 600 р.».
Интересно, в МВД знают о таких интересных практиках своих сотрудников? Или же я ошибаюсь, и такая норма, как «оплата штрафа на месте», существует в нашем законодательстве?
7. Грузия - kiahba-krivoy, Абхазия.
Я глубоко поражен этим делом фотографов. Мне не всегда бывает жаль обыкновенных людей. Но этих людей и их семьи мне очень жаль. Я не люблю здесь писать про Грузию, но сейчас хочу сказать, я понимаю, что в часе езды от моего дома находится новый Туркменистан или Северная Корея, как хотите. Я не знаю этих фотографов, но я журналист, и я знаю, что хороший журналист, это шпион, работающий на себя. Мы всегда знаем схемы правительственных зданий, умеем читать бумаги лежащие на столе перед чиновником, который дает нам интервью, и продаем свои материалы тем изданиям, которые их покупают.
Я не могу сейчас найти слов о том, что я думаю про страну, в которой наступили 30-е годы. Когда-то я думал, почему ни один из тех советских народов, которых по полной геноцидили Сталин и Берия не попробовали возмутиться. Теперь на примере Грузии я понимаю, почему так происходило. Сначала машина зомбирует общество и оно не только не способно возмутиться, оно становится локомотивом того маразма, который сейчас происходит в Грузии. И поэтому, сегодня нам "с той стороны" отвечают не люди, имеющие свое мнение, граждане, патриоты или не патриоты, а моральные уроды, сознание которых за семь лет полностью исковеркано не имеющей аналогов на постсоветском пространстве пропаганды.
Мы будем ждать от них осуждения беспредела? Так не будет. Мы не увидели ни одного примера хотя бы даже попытки проанализировать те или иные действия их вожака. Теперь, грузинское общество - это стадо. Стадо с вожаком. И если анализировать новейшую историю Грузии по другому наверное быть и не могло.
8. Уалибах из жидкого азота - Олег Кудухов, Южная Осетия.
Не удержался и купил в одном из Ашанов нижеизображенный продукт. Было ли вкусно? Ну, как бы вам сказать, чтобы не делать антирекламу. Не хочется ее делать, несмотря на то, что второй раз пирог из жидкого азота покупать не стану. Для кого-то, может, это и нормально, но я лучше воспользуюсь в следующий раз доставкой на дом горячих, с пылу, с жару, осетинских пирогов. Тем более, что уже не менее дюжины фирм и ресторанов сделают это в Москве с большим удовольствием.
Впрочем жидкоазотный формат продвижения осетинской кухни, наверное, тоже имеет право на жизнь.
9. Кавказ и кавказцы в советском кино. Запретная любовь Элисо - Наима Нефляшева.
Тема формирования образов – одна из модных в самых разных отраслях современного знания. Во всяком случае, с тех пор, как Эдвард Саид написал свою знаменитую книгу «Ориентализм» о конструировании образа Востока и образов вообще. Сегодня о том, как и с какой целью формируются образы Своих и Чужих – в политической практике и в сознании народов, как они меняются в исторической динамике, написано и пишется очень много.
В этом ряду находятся образы Кавказа и горцев в кино – они тоже изменчивы, как изменчиво восприятие и переживание темы Кавказа не только в искусстве, но и в России вообще.
Кинообразы кавказцев отражают ту полярность восприятия, которая всегда была присуща русской культуре – это и романтическое восхищение горской культурой и суровым ландшафтом, восхищение жизнью горцев, наполненной риском, которая воспринимается как протест против рутины и повседневности, как триумф личной свободы. Это и высокомерное отношение к диким «джигитам»-удальцам, характерное для русской политической элиты периода покорения Кавказа первой половины XIX века.
Это и откровенная кавказофобия последних лет, где образ горца конструируется как образ Чужого, врага, нарушителя привычных ценностей и миропорядка.
В ближайших постах – о том, как представляется культура Кавказа в советском, а затем российском кино. Мы попробуем пройти путь от первых фильмов 1920-х гг, от «Элисо» и «Джальмы», до 1960-х, до «Кавказской пленницы», до культового «Мимино» и современных «Времени танцора» А. Миндадзе — В. Абдрашитова, «Кавказского пленника» С. Бодрова, «Семьи» Р. Ибрагимбекова и «Блокпоста» А. Рогожкина.
После революции 1917 года кавказская тема, интерес к которой на какое-то время потеряло русское общество, становится частью государственной политики и пропаганды. Темы «освобожденного Кавказа», ломки традиций, разрыва с «проклятым прошлым», «тюрьмы народов» входят в революционный кинематограф.
В советском кино кавказскую тему открывает фильм Николая Шенгелая «Элисо», он снят в 1928 году, когда кино еще было «великим немым»..В основе фильма, и об этом говорится в первых кадрах, - подлинные исторические события, а именно депортация чеченцев в Османскую Турцию в 1860 году. Образы седовласых горцев, русских администраторов, предателей из числа своих же, кавказцев, тема родной земли, кавказских гор – всем этим пронизана лента Шенгелая.
Сюжет фильма прост. Местная русская администрация, желая освободить горские аулы для проживания казаков, коварно обманула неграмотных горцев, хитростью заставив их поставить свои подписи-крестики под прошением наместнику Кавказскому о выселении. Сами горцы думали, что ставят подписи под петицией о том, чтобы аул не выселяли.
На фоне драматического выселения разворачивается запретная любовь чеченки мусульманки Элисо и христианина хевсура Важи – запретная, потому что людям разных конфессий не суждено, по сюжету фильма, быть вместе. Важиа готов разделить судьбу Элисо и последовать в Турцию, но это невозможно — религиозный догмат запрещает иноверцу жениться на мусульманке.
И Элисо, покидая родину, в отчаянии поджигает аул…
Тема запретной любви со стороны горской девушки к иноверцу, к гяуру на фоне войны и политики есть у Пушкина и Лермонтова, и она же продолжается в кинотрадициях 1920-х как пересиливающая все табу, религиозные, культурные и все остальные...Финальные кадры фильма особенно драматичны – кадры лезгинки, которую танцуют горцы, сменяются кадрами умершей в пути молодой женщины и все это вместе превращается в вопль отчаяния и пляску смерти.
10. Всегда думал, что хуже, чем на Кавказе, нигде не ездят. - digoronaz, Северная Осетия.
Всегда думал, что хуже, чем на Кавказе, нигде не ездят. У нас, в КБР, Дагестане... всегда была примерно одна картина. У последних было с этим похуже, кстати. Как обстоят дела в соседних республиках на данный момент не знаю, так как пару лет там не бывал, но не думаю, что ситуация кардинально изменилась. За пределами Кавказа в плане поведения на дорогах водителей, да и пешеходов, была заметная разница в лучшую сторону, по-крайней мере в Сургуте, Ростове, Нижнем Новгороде и Москве. Соответственно, делал вывод, что так везде и в остальной России. Но попав в Волгоград, я просто офигел. Как говорится, добро пожаловать домой. Нет, всё же там по-культурней, но с остальными городами, где бывал, разница огромная. Как и у нас, люди часто переходят улицу там, где им удобно, а маршрутки это и вовсе караул. Тут фишка тормозить их прям на углах перекрестков и, как правило, больших. Если посмотреть со стороны, то эти места походят на самые настоящие остановки: люди кучками толпятся, останавливают нужные им номера, а водители охотно им тормозят. Причем, не одна какая-то маршрутка остановилась в неположенном месте и затем, подобрав пассажира, поехала, а две-три, когда в этом месте кипит движение. И в аккурат эти так называемые остановки бывают на пешеходных переходах. Только хочешь перейти дорогу на зеленый свет, как перед тобой вырастает маршрутное такси и закрывает дорогу. И тебе приходится его обходить. Дико это всё. А раньше всегда только наших "джигитов" ругал. Однако, мы не одиноки. Как говорится, всё познается в сравнении.
ПОМЕТКА ДЛЯ БЛОГЕРОВ – для того, чтобы попасть в список блогеров, номинировать свой пост на участие в нашем рейтинге, высказать критику, пожелания или заявить претенезии, ЖЖ-блогеры могут писать личное сообщение со ссылкой на свой пост пользователю http://top10-sk.livejournal.com/ с пометкой «Топ 10». Блогеры «КУ» могут это делать в каждом последнем посте с той же пометкой. Подробней о самом проекте и критериях отбора можно прочитать здесь