Совр.грузинского кино.Добрый грузин, обманутый осетиноабхаз,брат-чечен,враг русский, друг-Запад...
Современное грузинское кино часто неинтересно, потому что делается неинтересными авторами для массы, не имеющей вкуса.
Многие попадают в эту поп-струю, и существуют в ней до своих похорон. Но при этом, занимают собой все пространство, оберегая его от "других".
Востребованными в маленьких странах, подобных Грузии, могут быть лишь примитивные, попсовые авторы. И, конечно авторы лелеют догмы..из которых, для многих, слогается Родина.
Даже в советское время - в 80-ые, Грузия легко поверила, без какой бы то ни было "контры" в экранизацию "Хизаны Джако" по роману Джавахишвили, когда один из геров - Джако, был представлен осетином - грубым, вонючим и хитрым, который насилует грузинскую княжну на глазах у ее "тонкого, интеллектуального мужа". На мой вкус - Джако был намного больше человеком, чем шлюха Марго, и женоподобный паразит Теймураз. Но, это сейчас не важно!
На самом деле, Джако - не был у Джавахишвили осетином, и сейчас в любом тбилисском подъзде, в каждом третьем доме в провинции, живет Джако - грубый, вонючий, толстокожий человек, которого, в свое время, таким вот образом натравливали на тех же осетин. И он поверил и воспитал своих детей в этом духе. И тогда, хваленная наша интеллигенция молчала, да нет, вру!, не молчала, а потакала этому! Где были все эти Мамардашвили и Кикабидзе, где были Стуруа и Думбадзе... почему не было отповеди???
Знаю, написанное мной, большинством со штампами, будет восприниматься и сейчас, как бред, потому что очень сложно - идти против догм, которые живут в тебе, проросли, и умрут, лишь вместе с твоей физической смертью. Это мое мнение, я не претендую на истину, и вообще, не знаю, что это такое - но, я так считаю, и это - моя правда!
Мои знакомые очень просили меня посмотреть новый грузинский фильм - "Мандарины". Его, как это принято у нас, захваливают, не морщась выкрикивая - шедевр, мы вернули былую славу, мы доказали, что грузинское кино живо, это гениально, я плакала - (у нас часто плачут и мужины:-)), я горжусь, ну и все в этом роде... вплоть до биения в грудь, застолий со славами - я горд, что я грузин, и прочая, свойственная болтливым южанам, мишура.
Я посмотрел. Хотя, мог бы ограничиться треллером. Фильм скучнейший, даже если убрать политику! Мертвые, искусственные, герои, тягучие, с философией таксиста, диалоги, все крайне прогнозируемо и "худ.креатифф" удручает...
Но, в фильме, оказывается, главное, мессидж... который, такие, как я, которые душой не на майдане, не в состоянии понять:-)
Все происходит во время грузино-абхазского конфликта в начале 90-ых... Эстонец, (в дом которого попадает раненные чеченец, а потом - грузин) - это Запад - мудрый, уважаемый, к слову которого прислушиваются дети гор.
Чеченца играет пузатый, болтливый грузинский актер, и это, кто знает Кавказ, очень бросается в глаза. Чеченец весь фильм тараторит, что убьет грузина, но, сразу видно, что он - болтунишка.
И эстонец и чеченец полюбили грузина. Грузина играет попавший в струю уже лет десять грузинский актер, все герои которого - на одно лицо. Приблатненный, ломкий тип, говорящий реальную несуразицу, но, оказывается, у кого есть сердце - он должен влюбляться в такого - потому что, он добрый... У меня нет сердца, я вижу только юродивого, крайне отталкивающего, необразованного и туповатого тбилиссца, сидящего на игле или постоянно обкуренного.
Грузин побеждает чеченца в сложном философском диалоге следующей фразой... "Ти историю читал, эта мая земля, ти сеичас на маеи земле - чужэстранец.. и вабще, у вас школы ест, ты что, книг нэ читал...
Чеченец повержен, в его интеллекте происходит борьба про и контра...
Потом заходят абхазы, показанные туповатыми ополченцами, которые ведут крайне глубокую дискуссию по поводу того, почему человек, у которого контузия, не говорит... Говорят, всем очень понравилось, абхзазы попали в общепринятый клише:-)
Потом главный абхаз, похожий на продавца мандаринов из Зугдиди, обещает "всемогущему эстонцу" - что "завтра, нэт, послезавтра, пришлет 30 человек собрать тому мандарины...:-). Такое обилие абхазов, готовых, вместо войны, собирать мандарины, меня ненадолго отвлекло, но, абхаз дал слово кауказца и я тоже поверил:-))).
Для всевозможных Шуриков, не только из России, но и из Европы, постоянно производится мура, о взятии крови, слове кавказца, похищении невест, в общем, местный комплект содержимого сундука папуасов, которому за такую глупую наготу хлопают и дают призы на второсортных фестивалях.
В самом конце, к дому эстонца подъезжает засранный уазик.. из которого выходят замызганные, вонючие военные... это русские.. Было бы круто, если бы режиссер Урушадзе нацепил бы им свинные маски, хоть какой-то киновызов - в стиле бэтменовского Джокера:-). После нескольких фраз, русские начинают стрелять, еще бы, они ведь зло, и убивают грузина и второго эстонца. Главный герой - эстонец, он - Евросоюз, его убить невозможно, а второй эстонец - нужен был режиссеру, скорее, для массовки, во время русского насилия. Его убивают эти злые свиньи, для которых убить человека - ничего не значит:-).
Потом чеченец убивает русских, потом эстонец хоронит грузина рядом с могилой убитого раннее сына, и успокаивает выжившего чеченца, что и его бы похоронил рядом с могилой сына, но, немного дальше. ( симвлично, то есть, мы ближе к Западу, чем российские колонии на СК). Чеченцу это приятно слышать, и он уезжает счастливый, при этом, включая магнитафон и слушая песню грузинского исполнителя, которая принадлежала убитому грузину. Да, еще чеченец в середине фильма молится, а грузин говорит ему - "молись, ми грузины, толерантние, ти что, не знаешь?.". На этом месте, подкованные товарищи должны кивать головой и проницательно смотреть в глаза сомневающимся в нашей толерантности:-)
Говорят, люди плакали...а потом гордились, что они причастны к этому шедевру благодаря своему этническому происхождению.
П.С. Я извиняюсь, если кого-то обидел своим дурновкусием, это всего лишь мнение... не больше:-). Возможно, фильм очень хороший, просто, я его не так понял...