О герое нартов Сосруко, так и не ставшем символом Олимпийских Игр в Сочи
До открытия Зимней Олимпиады в Сочи осталось чуть более 50 дней. Хочу вспомнить один эпизод, связанный с выбором символов Олимпийских игр.
22 - 26 октября 2009 г. в Анапе проходил VI Всероссийский форум молодых парламентариев. Молодые парламентарии обратились к органам государственной власти Российской Федерации и Оргкомитету "Сочи-2014" с предложением определить символом XXII зимних Олимпийских игр образ Сосруко (Саусоруко) - главного героя черкесского (адыгского) эпоса "Нарты", черкесского Прометея, прямого аналога греческого героя. Тогда эту идею поддержала олимпийская чемпионка Светлана Журова.
Таким увидел Соруко черкесский художник Феликс Петуваш.
В обращении отмечалось, что «зимние Олимпийские игры 2014 года пройдут на территории исторического ареала формирования и жизнедеятельности черкесского народа», что, по мнению авторов документа, может и должно быть использовано для гармонизации и укрепления межнациональных отношений и упрочения государственности Российской Федерации.
Делегаты форума, обращаясь в высокие инстанции, подчеркивали, что "героический эпос о нартах уходит своими корнями в глубокую древность и является выдающимся фольклорным памятником мировой художественной культуры. Сказания нартского эпоса передают героический дух народов Кавказа, красоту их взаимоотношений, щедрость, бескорыстие, гостеприимство. Само слово "Нарт" означает - "глаз дарящий", то есть готовый, оказывая помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое - свою жизнь. Так, главный персонаж нартского эпоса Саусоруко совершает много геройских подвигов ради благополучия и счастья людей, главный из которых заключается в возвращении им огня. Тем более, что образ Саусоруко в качестве символа Олимпиады и его подвиг тесно перекликаются с узнаваемым во всем мире образом, запечатленным в древнегреческой легенде о Прометее, передавшем людям спасительный огонь, похищенный им с горы Олимп».
Участники форума вполне здраво аргументировали свое предложение тем, что "сюжетная линия легенды о Прометее связана с Кавказом, где к одному из горных хребтов он был прикован в наказание за похищение огня. Важно и то, что схожесть образов Саусоруко и Прометея объясняется исследователями тем, что Кавказ и Древняя Греция имеют многотысячелетние связи, результатом которых явилось взаимопроникновение и взаимовлияние культур. Науке также известно, что предки современных черкесов (адыгов) принимали участие в Олимпийских играх в Древней Греции".
«Образ Саусоруко, - говорилось в обращении, - будучи символом Сочинской Олимпиады, позволит представить коренной народ данной территории, эпос "Нарты", который является объектом мирового культурного наследия и бытует практически у всех народов Кавказа, связывая их в единое культурное пространство».
"Герой нартского эпоса, подвиг которого идентичен подвигу Прометея, проложит символический мост времён между Россией и родиной Олимпийских игр - Древней Грецией, обозначит прямую связь нашей страны и Олимпийского Сочи со страной первой Олимпиады. При этом смысл спасительного огня, добытого Саусоруко для людей, созвучен великому гуманистическому смыслу Олимпийского огня - спасению человечества от зла и насилия, установлению всеобщего мира и добрососедства, квинтэссенцией которого является лозунг: "О спорт, ты — мир!".
Кто же такой Сосруко, центральный герой адыгского нартского эпоса? И почему он так и не стал символом Сочи-2014?
Сосруко — персонаж, рожденный из камня. Пастух воспылал страстью к матери нартов Сатаней, стирающей на берегу реки, и оплодотворил камень, который она принесла в свой дом, а через 9 месяцев из камня «родился» мальчик.
"Нарты". Художник Мурат Дышек.
По просьбе Сатаней мифический кузнец Тлепш извлёк из камня раскалённого железного мальчика и окунул его семь раз в воду: только бёдра (в других вариантах - колени), схваченные клещами, остались незакалёнными. Колени Сосруко — это его Ахиллесова пята.
Сосруко выступает как типичный эпический культурный герой. Он возвращает нартам огонь и семена проса, похищенные представителями мира Зла Иныжем и Еминежем, одаривает людей напитком сано, отнятым им у богов.
Сосруко умен и даже хитер и часто действует, прибегая к магии. В образе Сосруко проявляются черты культа Солнца: верх его шапки — солнце.
У Сосруко — это и богатырь, наделенный функциями Творца, демиурга: покидая земной мир, Сосруко наделяет характерными особенностями некоторых животных и птиц. Например, целебные воды Кавказа - это слезы Сосруко, плачущего от невозможности вернуться из-под земли на землю.
Сосруко и его преданного коня, его друга и советчика Тхожея губят нарты варианты, выведавшие их уязвимые места через старуху Барамбух(вариант - Уорсар).
Она превращается в золотой шлем (или плеть), который поднимает с дороги Сосруко и надевает на голову. Из разговора Сосруко с Тхожеем Барамбух узнаёт их тайну.
Когда Сосруко явился к месту состязания нартов (Харама-ошха, «Харама-гора»), нарты предложили ему отразить колесо жан-шарх коленями (бёдрами). Сосруко подставляет колени, и жан-шарх перерезает его ноги.
Нарты закапывают Сосруко живым в землю (вариант: добивают раненого Сосруко), и он продолжает жить под землёй. Каждую весну он стремится вырваться в земной мир, чтобы уничтожить всех, кто чинит на земле несправедливость.
Поверья связывают с именем Сосруко огромные камни в верховьях Инжиджа, в верховьях Псыжа, одну из канав в Баксанском ущелье, сохранивших якобы следы меча Сосруко, копыт его коня. Род Кардановых (Кабарда) считает Сосруко своим предком (при упоминании имени героя в знак почитания его все встают). У старшей женщины рода хранится «полотенце Сосруко» (которым герой перевязал свои раненые колени), обладающее, как считают, магической силой (исцелять больного, вызывать дождь).
Таким образом, отвлекаясь от эпической лирики, подведем итоги.
Сосруко — это
-
молодой мужчина во цвете сил
-
здоровый и в хорошей физической форме
-
он хорош собой и нравится женщинам (о чем тоже есть нартские сказания)
-
он совершает подвиги во имя справедливого миропорядка, возвращает людям огонь как одну из первоснов всего сущего, а, значит, и тепло домашнего очага, и пищу, и свет
-
человек слова и чести, преданный друг и отважный воин
-
вообще масштабный персонаж сам по себе
Тем не менее, обращение молодых парламентариев так и кануло в Лету, и вопрос вообще не обсуждался. Хотя позже и парламент Адыгеи вышел с таким же предложением в Оргкомитет Сочи-2014.
Чем Сосруко был так плох, что не стал символом Олимпиады? Ума не приложу...