Дело хозяйское... Гости: временной предел
Современная культура гостеприимства на Северном Кавказе при сохранении базовых этикетных норм, тем не менее, динамична и изменчива. Один из животрепещущих вопросов - сколько дней допустимо быть в гостях в современных условиях, чтобы хозяевам, при всей их приверженности обычаям , не пришло в голову расхожее выражение «гости, а не надоели ли Вам хозяева?».
Объективно говоря, сегодня люди с Кавказа практически не приезжают в большие города именно в гости – обычно это привилегия стариков, проживающих в ауле, которых на зиму по очереди забирают дети, имеющие жилье в городе. У одних наших родственников шестеро дочерей, и их мама и папа зимой по очереди гостят у каждой дочери.
Для пожилых людей – это приятное времяпрепровождение. Во-первых, городской быт гораздо более налажен, чем аульский, и в зимнее время это особенно ощутимо; во – вторых, навестить их с подарками приходят и остальные городские родственники, часто это их ровесники, которым непросто добраться до них в другое время без повода.
Вторая категория гостей «издалека» – это дети, которых на каникулы отправляют к родне в другой город. На мой взгляд, это хороший инструмент поддержания внутриродовой консолидации, и знакомство детей (троюродных и четвероюродных братьев и сестер) друг с другом играет в этом не последнюю роль.
Повзрослев, они не будут вдруг открывать для себя очередного брата или сестру, потому что уже с детства в том числе через традицию «гостевания» были включены в широкую систему родственных связей. Позади будут совместные игры, ссоры и даже драки, девчачьи секретики и многое другое…
Как и сотни лет назад, на Кавказе с гостем делят и стол, и кров..
У современных кавказцев, так же вечно спешащих, как и все, пребывание в гостях сегодня приурочено к делам – к командировкам, лечению в больших городах, поездкам в Москву за визой и т.д. Сроки такого «гостевания» предельно сокращены. Мурат из Сочи сказал мне, что «люди, которые приехали по делам, остаются в гостях обычно на сутки, максимум двое». «Вряд ли в наше время возможно сидеть в гостях несколько дней подряд без особых на то причин: все-таки есть работа и другие обязанности как у хозяев, так и у гостей», - согласился с ним Мурат из Нальчика. «Время гостевания сократилось, обычно это даже не сутки, а просто вечер», - говорит Азамат из Нальчика.
Марианна, журналист, развила эту тему дальше: «Грань пребывания в гостях определена сейчас не традициями гостеприимства, а реалиями времени: просто так находиться даже у самых близких людей уже не получится – некогда и гостям, и хозяевам. Повидались, пообщались, разошлись – и то славно».
Почти в каждой кавказской семье есть близкие родственники (двоюродные-троюродные братья-сестры), которые живут в этой семье в течение нескольких лет.
Роза из Краснодара рассказала следующее : «С нами больше 6 лет проживали наши родственники из аула. Родители отделили им часть дома, и жили мы очень дружно, никогда никаких конфликтов не было. Думаю, это заслуга обоих сторон, что столь долгое время нам удавалось сохранять такие взаимоотношения».
Эльдар, житель Нальчика, также сказал, что в их семье всегда жили родственники: « В свое время, через наш дом прошла вся ближайшая родня, потому что отец был одним из первых, кто перебрался в город, но вся эта родня уже давно как обзавелась собственным жильем в Нальчике».
Азамат из Твери рассказал мне похожую историю: «Моя двоюродная сестра прожила у нас 6 лет, пока училась в Медакадемии. Но какого-то дискомфорта мы не наблюдали. Более того, мои родители сами настояли, чтобы она жила у нас, а не в общаге или в съемной квартире».
Судя по рассказу Халимат, которая живет в Подмосковье, ее родителям удалось вдали от родины полностью воспроизвести кавказские традиции гостеприимства, причем в своем классическом виде: «Что касается моей семьи, мы уже больше 15 лет в Москве, вернее, в Подмосковье, живем и лишь последние 5 лет в собственном доме. Гости у нас были всегда. Двоюродных братьев и сестер гостями я и не считаю. Один двоюродный брат 5 лет с нами жил, пока учился в универе, двоюродная сестра с маминой стороны с нами уже больше 7 лет живет. Мы ее забрали из КЧР, когда она еще в школе училась, чтобы ее маме помочь, которая одна воспитывала двух дочерей. Бывало, когда наша квартира больше походила на студенческую общагу, благо площади позволяли. Сейчас так надолго к нам уже не приезжают, если кто-то из родных приезжает и дает нам знать, никогда не позволим остановиться в другом месте».
Интересно, что почти все мои собеседники из Майкопа, Сочи, Нальчика и Краснодара не жаловались и «не заламывали руки» из-за того, что у них в доме кто-то живет. Большинство воспринимает родственников, которые длительное время жили в их семьях в студенческие годы, как норму. В этом плане типична реакция Эльберда: « Наша семья всю жизнь принимала всех наших родственников, хотя мы жили в полуторке. У нас жили все студенты с сел...и ничего, мы не померли! Конечно, есть неблагодарные персонажи, которые забыли обо всем. Но в целом от гостей больше положительного».
Однако реакция жителей столицы не была столь предсказуемой, а их ответы на мои вопросы о современном гостеприимстве были далеки от моих идиллических ожиданий. Из моих московских собеседников только одна молодая женщина, Дина, сказала, что всегда рада гостям, потому что «в нашей семье гости могут быть у нас месяцами, так было с моего детства и по сей день, мы никому не отказывали, правда, сами без приглашения не ходим».
Предлагаю прислушаться к мнению Андзора. Как мне кажется, он один из немногих московских кавказцев, который открыто говорит о современных гостях то, о чем другие предпочитают молчать: «Теперь такого лично у нас в доме нет, но еще недавно, когда кто-то звонил с Родины и говорил что ему "надо просто на 2-3 дня остановится", уже было ясно что это затянется на месяц. Причем обычно это именно ЧУЖИЕ люди, поскольку СВОИ "все понимают" и стараются "не обременять". Обычно близкий человек предпочитает остановиться в гостинице, а чужой хам - жить у тебя в это время в доме. В общем, обычаи-обычаями, а здравый смысл - здравым смыслом. Как говорили старики-римляне? "Гость как рыба - на третий день тухнет". Да и не следует пускать чужаков в свою жизнь - им место за порогом».
О том, как принято вести себя в гостях, как происходит дарообмен между хозяевами и гостями и о многом другом - читайте дальше.
Иллюстрация: Lankenau H. Убранство черкесского дома. 1877. Из книги Б. Едиджа "Черкесы (адыги) в рисунках европейских художников XVII -XIX веков". Майкоп, 2009.