Фото
17:51, 22 января 2012

Дедовский метод. Что носили наши дедушки-прадедушки?


Сегодня улицы современных кавказских столиц – это почти что  подиумы, причем не только для демонстрации моделей, предназначенных для девушек и женщин, но и для молодых людей.

Мужская молодежная мода на Кавказе давно уже утратила свой консерватизм и сегодня в главных трендах сезона – люксовые бренды, демократичные джинсы, особенно те, которые в брючном варианте называются «афгани» или «зуавы», яркие толстые вязаные шарфы и майки с принтами. И самое главное – мужские молодежные стрижки, которые – еще чуть-чуть – и превзойдут эксперименты турецких официантов и начинающих менеджеров с нагеленными ирокезами, начесами и стильными челками.

Мужская мода сегодня также переменчива, как и женская – фасоны, цвета, ткани, аксессуары – все стремительно меняется от сезона к сезону.

Как ни удивительно, но такая же динамика была свойственна мужской моде на Северном Кавказе в 1920-1960-е годы.

Одежда горцев стала меняться еще в первую мировую – тогда одновременно с черкесками, бешметами и башлыками в одежду горожан стал входить городской европейский костюм (брюки, пиджаки, рубашки) и пальто.

В период Первой мировой традиционные черкески сосуществовали с европейским костюмом

В 1920-е годы на то, чтобы модничать, не хватало денег, тканей и кожи, поэтому в это время  возрождались домашние промыслы - производство шерстяных тканей, обработка шкур и кож.

Мужские рубашки шили из покрывал и занавесок – это были немногие атрибуты аскетичного горского быта, сделанные из фабричных тканей.

И хотя в 1920-х гг.  в рамках советского проекта переустройства горского быта и  коллективизации открывались кооперативы, основным источником для получения материалов для одежды оставалось домашнее производство, в особенности в горных районах. Дорог в горы почти не было, а промышленные товары из города – так называемая «мануфактура», «обувь», «готовое платье», «личное и банное мыло», «нитки» - поступали в ограниченном количестве и, как правило, оказывались в распоряжении предприимчивых председателей местных сельпо.

Е.Н. Студенецкая, советский этнограф, автор прекрасной в своих мельчайших подробностях книги по истории одежды народов Северного Кавказа, пишет, что у кавказских мужчин в 1920-е годы появляется зимнее пальто – комбинированная форма черкески-бешмета. Этот вид кавказской одежды получил название «зелимханка» ( по имени знаменитого чеченского абрека Зелимхана, убитого в 1913 г.).

 В 1920—1930-х годах на Северном Кавказе еще вполне был жив и бешмет традиционного покроя.  Но уже в это время бешмет, особенно у молодежи, стал вытесняться так называемой «кавказской рубахой», отдельные экземпляры которой можно было встретить и до революции. Сегодня «кавказская рубаха» в тех или иных вариантах является практически атрибутом повседневной одежды вайнахских народов и частью гардероба двух вайнахских президентов – Рамзана Кадырова и Юнус-Бека Евкурова.  

По назначению и форме «кавказская рубаха» представляет собой «гибрид» бешмета и рубахи. От бешмета ей достался  высокий стоячий воротник и разрез посредине в верхней части груди. Рубаха  застегивалась  на мелкие пуговки и петельки из шнурка. Рубахи шили свободными, широкими, со швами на плечах и выкройными проймами. Рукава были широкими, длинными, на обшлаге или без него.

В 1920-е годы надетая под черкеску кавказская рубаха заменяла собой бешмет. Носили ее навыпуск, подпоясывая узким ремешком с металлическим набором. Шили кавказские рубахи из сатина, шелкового полотна и даже крепдешина.

Цветовая гамма отличалась сдержанностью и не выбивалась из традиционных кавказских цветовых предпочтений, сложившихся ранее. Серый, коричневый, синий, черный; для праздничных рубах — белый, кремовый, светло-желтый. Такие легкие и свободные рубахи шились в аульских ателье или, как их назвали, «мастерских». У нас дома хранятся несколько таких кремового цвета рубашек, которые когда-то носил наш дедушка… Если бы не уже обветшавшая от времени ткань – они были бы вполне функциональны).

На груди рубах нашивали карманы, иногда традиционные для Кавказа — более вытянутые в горизонтальном направлении. Ведь когда-то на этом месте горцы носили газыри..

В начале 1930-х годов «кавказская рубаха» стала частью не только модной молодежной субкультуры, но и вписалась в гардероб новой коммунистической элиты - советских и партийных боссов. Постепенно она проникла в горы в костюм старшего поколения.

Кавказская рубаха в 1930-е годы распространилась не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье, такую модель рубахи стали носить и русские. Но в другом варианте - из яркого сатина или атласа с очень густо посаженными мелкими фабричными пуговками. На  Кавказе  такой вариант почти не бытовал.

В 1920-е на Кавказе в моде «милитари» - горцы стали носить шинель, длинную, кавалерийского типа с высоким разрезом сзади. Шинель была удобна в местных условиях и отвечала традициям военизированного костюма. Ее на Кавказе шили специально, а не донашивали, как мужчины, пришедшие с фронтов Гражданской войны в других регионах СССР. Шили ее и те, кто никогда не был в армии, но следовал моде.

 

Осетины. Шинель и кавказские рубахи носили и взрослые, и дети. Куртатинцы.1920-е годы.   

фото с сайта http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=707

В конце  1930-х годов военный стиль остается актуальной тенденцией – в моду входят галифе. Сначала галифе носят с  кавказской рубахой, а потом кавказская рубаха  вытесняется гимнастеркой, френчем и сближается с  одеждой, характерной для партийных и советских работников по всей стране. Брюки-галифе, а позднее и бриджи распространяются во время гражданской войны (в Чечне галифе стали носить только в 1930-х годах) .  

 Кавказская рубаха и галифе - вполне достойный наряд для жениха в 1920-е гг.

Хроники киноэкспедиции на Кавказ в 1927 году. Черкесская свадьба.

И тот, и другой фасон были очень удобны для всадника, вписывались в представления об образе идеального кавказского мужчины и хорошо сочетались не только с сапогами, но и с ноговицами.

 Галифе быстро стали популярными; перед Великой Отечественной войной их носили взрослые и мальчишки до 3 лет.  В 1960—1970-х годах кавказская рубаха с галифе сохранялась лишь в редких случаях у старшего поколения.

В 1950-х годах галифе уже настолько было освоено местной традицией, что по свидетельствам этнографов, собиравших в это время полевой материал на Северном Кавказе, уже не только молодежь, но и пожилые люди были убеждены, что галифе — «национальная» форма брюк.

Брюки «навыпуск» были  неудобны в горных условиях, нарушали традиционный стиль костюма горца и привычный силуэт одежды, поэтому осваивались с трудом.  В городах их носили молодые люди, главным образом, представители интеллигенции, в селениях же лишь некоторые учителя, врачи. После войны они получили большее распространение, но сельские старики до 1960-х гг. пор предпочитали  заправлять штаны в сапоги или ноговицы. 

Протесты в Абхазии: перекрытие мостов и массовые драки Протесты в Абхазии: перекрытие мостов и массовые драки НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Жесткое задержание противников инвестиционного соглашения с Россией спровоцировало массовые беспорядки в Абхазии. Силовики в Сухуме 11 ноября задержали пять человек, участвовавших в собрании общественности Гудаутского района. С требованием освободить задержанных возмущенная толпа попыталась штурмовать здание Службы госбезопасности. Протестующие перекрыли мосты на въездах в Сухум. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405502 12 ноября 2024, 13:49 Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Новый генплан нарушает права десятков тысяч жителей Краснодара, заявили собравшиеся на митинг горожане. Участники акции записали видеобращение на имя президента Путина с просьбой вмешаться в ситуацию. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405231 04 ноября 2024, 01:54 Ереван: участники акции памяти рассказали истории репрессированных родных Ереван: участники акции памяти рассказали истории репрессированных родных НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".18+ В Ереване прошла ежегодная акция "Возвращение имен". На ней участники зачитали более 150 имен репрессированных в годы советской власти. В Армении акция проводится в четвертый раз. Посетившие мероприятие рассказали корреспонденту «Кавказского узла» о репрессиях родственников и о том, почему важно не забывать те трагедии. 29 октября 2024, 23:28 Акция в Тбилиси: что требуют протестующие Акция в Тбилиси: что требуют протестующие НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Жители Грузии, не согласные с итогами парламентских выборов, вышли на протест и перекрыли проспект Руставели в Тбилиси. Они потребовали провести новые выборы под эгидой международной избирательной комиссии. Президент Саломе Зурабишвили выступила перед протестующими указав, что на выборах «украли» голоса избирателей. Оппозиционеры заявили, что не смирятся с итогами выборов со множеством нарушений. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405031 28 октября 2024, 23:15 Грузия протестует: последний шанс стать Европой Грузия протестует: последний шанс стать Европой НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Сторонники вступления Грузии в Евросоюз провели 20 октября шествие и митинг в Тбилиси. Акция прошла на фоне отказа членов Евросоюза от встреч на высоком уровне с правительством Грузии. Процесс евроинтеграции Грузии был приостановлен после вступления в силу закона "О прозрачности иностранного влияния". Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404782 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 20 октября 2024, 23:24 Сельчане полгода ждали компенсации после наводнения в Армении Сельчане полгода ждали компенсации после наводнения в Армении НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Только спустя полгода семьям, чьи дома пострадали от наводнения в Армении, начали выплачивать компенсации. Жители общины Алаверди рассказали, что на полученные недавно деньги начали восстанавливать свои дома. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404636 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 16 октября 2024, 19:19