В Чечне нет детских домов
Северный Кавказ глазами блогеров" – совместный проект Русской службы Би-би-си и Интернет-СМИ "Кавказский узел".
Лечи Хамзатов из Грозного пишет об отношении чеченцев к институту усыновления.
Лечи Хамзатов (псевдоним): "Родился в Астраханской области. Закончил школу и ВУЗ в городе Грозном Чеченской Республики. В настоящее время живу в Грозном. По профессии историк. Журналистикой увлекся два года назад. Также занимаюсь частным бизнесом".
В Чеченской Республике нет случаев отказа родителей от своих детей, также как нет детских домов. Если ребенок теряет отца и мать, то все заботы по его воспитанию берут на себя ближайшие родственники.
До начала военных действий в Чечне вообще не знали таких понятий, как детдом, дом престарелых, приют для детей-сирот. Потому что не допускалось даже мысли о том, что сироту или пожилого человека можно куда-то отдать. Война в Чечне сделала полными сиротами более одной тысячи детей, а еще около 20 тысяч лишились отца или матери. Но и эти дети живут не в детских домах или приютах, а в семьях близких своих родителей, и находятся под опекой родных, в основном родственников с отцовской стороны.
Менталитет и обычаи чеченцев не позволяют, чтобы ребенок воспитывался в детском доме или чужой семье, если жив хотя бы один из его родственников с отцовской или материнской стороны. В крайних случаях сирот брали под опеку друзья или знакомые их родителей. Отдавать же детей или престарелых родителей в приюты считалось большим позором. И во времена СССР и до второй военной кампании таких фактов зафиксировано не было. Но начавшаяся в 1999 году война внесла свои коррективы в традиции и обычаи. В республике и соседней Ингушетии, где нашли временный приют большинство чеченских беженцев, было открыто несколько детских социальных учреждений. Туда определялись дети, родственники которых либо не знали о том, где они находятся, либо просто не имели в тот период времени возможности обеспечить их всем необходимым.
Два года назад президент Чечни Рамзан Кадыров распорядился закрыть все детские дома и приюты на территории республики, мотивировав это именно тем обстоятельством, что согласно чеченским традициям, заботу о детях, оставшихся без родителей, должны взять на себя их родственники. Бывшие детские дома и приюты были преобразованы в реабилитационные центры для детей-сирот и детей-инвалидов. Такие понятия как беспризорник или безнадзорный ребенок, в Чечне не знакомы и по сей день.
Теперь в Чечне действуют девять детских учреждений, четыре реабилитационных центра для несовершеннолетних и один центр для детей с ограниченными физическими возможностями. Все воспитанники находятся под опекой родных и приходят в учреждения лишь на день. Они получают помощь от государства в виде бесплатного обеспечения школьными принадлежностями, одеждой и другими необходимыми вещами. Опекунам детей, оставшихся без родителей, согласно Федеральному закону, выплачивается две тысячи рублей в месяц, а на самого ребенка выделяется еще четыре тысячи. По нынешним меркам это не такая уж большая сумма, которая позволяет опекуну обеспечить только минимальные потребности ребенка.
Надо сказать, что в Чечне издавна существует другая традиция. Это когда брат может отдать своего ребенка своему брату и снохе, не имеющим детей. Обычно дети узнают правду только став подростками, а до тех пор, считают своими отцом и матерью приемных родителей. Понятно, что такие дети никогда не будут обделены вниманием как приемных, так и истинных родителей.
Мусульманская религия, которую исповедуют чеченцы, также как и традиционное право чеченцев — адат, строго регулирует правила усыновления детей. При этом, как утверждают представители духовенства, согласно канонам ислама, усыновление бывает двух видов: разрешенное и запрещенное.
Разрешенным является тот вид усыновления, когда ребенка берут в семью с целью дать ему правильное воспитание, проявлять к нему доброту и чуткость и полностью заменить родителей. К тому же, человек, берущий под опеку оставшегося без родителей ребенка, должен быть местным жителем, чтобы впоследствии он не увез ребенка в страну, где его пребывание приведет к потере соблюдения религиозных традиций.
Запрещенное – это когда ребенка усыновляют с тем, чтобы он считался ребенком приемных родителей и к нему применялись те же нормы, что и другим детям, имеющимся в новой семье. Это - недопустимо. Приемному ребенку нельзя давать новую фамилию, и он не обязан считать чужих людей своими родителями. Если истинные родители усыновленного ребенка живы, то он должен о них знать. Объясняя эти нормы, духовенство ссылается на Священную Книгу мусульман — Коран, где Всевышним сказано: "Он не сделал ваших приемных сыновей вашими сыновьями".
Также недопустимо отдавать сироту неизвестным и не заслуживающим доверия людям. Приемные родители должны быть людьми, которые будут заботиться об интересах ребенка, и к тому же строго соблюдающими нормы религии и обладающими хорошим характером.
Ислам также проводит грань между усыновлением и опекунством, считая второе более приемлемым и благородным делом, за которое верующий получит награду в раю. Некоторые даже полагают, что усыновление вообще запрещено, поскольку это приводит к утере приемным ребенком сведений о своей родословной. Считается, что человек, причисляющий себя к семье, с которой он не имеет кровнородственной связи, считается впавшим в неверие.
Опекать же сироту, поселив его в своем доме, не требуя от него менять свою фамилию и отчество (то есть отказываться от биологических родителей), считается высшим проявлением доброты.
Наиболее распространенным в Чечне видом опекунства, можно считать случаи, когда мужчина, имеющий детей, берет вторую жену, которая и становится им приемной матерью. В таких случаях, она обязана заботиться о детях своего мужа также, как и о своих собственных. Случаи же, когда мужчины берут в жены женщину с ребенком, крайне редки. Обычно при разводе дети остаются с отцом. Если же при разводе ребенок остался с матерью (как правило, девочек оставляют с матерью, и то, обычно до достижения 5-7-летнего возраста), то когда она повторно выходит замуж, его либо возвращают семье бывшего мужа, либо оставляют на попечение своих родителей.
Как бы то ни было, то обстоятельство, что несмотря на все лишения и невзгоды, которые населению Чечни пришлось испытать за последние полтора десятка лет, и на имеющиеся сегодня трудности, отношение к детям осталось все таким же трепетным, как и в прежние годы, уже говорит о многом. О том, что две последние войны не сумели убить в жителях Чечни такие важные человеческие чувства как сострадание и готовность прийти на помощь.