Крымский прецедент на дагестанской почве
Северный Кавказ глазами блогеров" – совместный проект Русской службы Би-би-си и Интернет-СМИ "Кавказский узел".
Амина Расулова (псевдоним): "Родилась в 1981 году в Дагестане. Образование высшее. Специальность - учитель английского языка. Преподаю в одной из частных школ".
16 марта в Крыму прошло голосование о статусе автономии. В результате голосования (при явке 81,36%) за вхождение Крыма в состав России проголосовали 96,77% избирателей. Результат выборов оказался предсказуемым и мало кого в России удивил: мы уже давно не удивляемся явке подобной чеченским 99%.
Несмотря на агрессивную пропаганду "нужного" понимания того, что сейчас происходит на Украине, население Дагестана, как и России в целом, условно разделилось на тех, кто смотрит телевидение и тех, кто читает новости в интернете.
Между этими двумя группами людей огромная пропасть. Если первая, безальтернативно верящая в глубоко совковую пропаганду ТВ, обсуждает то "какой молодец российский народ, спасает бедных крымчан от бандерофашизма", то вторая понимает, что оккупация есть оккупация, какую окраску ей не предлагай.
Отправной точкой, поводом-обоснованием для принятия крайних мер, который использовали российские власти, была объявлена "угроза жизни граждан Российской Федерации, наших соотечественников, личного состава воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации".
Дело даже не в возможных политических и экономических последствиях для России, общество которой из-за ситуации в Украине раскололось на два лагеря, а в том, что крымский прецедент может привести к росту напряженности внутри самой России.
Старые раны дагестанских народов
За всей этой информационной войной, фанатичным пионерским напором, от которого закладывает уши, и мало у кого вызывающей сомнения развязкой, кроются далеко идущие последствия, в том числе и для Дагестана.
Кампания по защите "русскоязычного населения" может серьезно отразиться и на ситуации в Дагестане, в частности спровоцировать подзабытый с 90-х процесс "самоидентификации". Ничего нового: все это - слабо зарубцевавшиеся старые раны, которые, только дай повод, вновь начнут кровоточить.
Думаю, в первую очередь произойдет "тюркская" мобилизация. Тюркские народы, одним из которых являются и крымские татары - коренной народ, населяющий Крымский полуостров, - могут поднять не только вопрос признания геноцида своего народа в 1944 году, но и инициировать дискуссию о самоопределении. Например, считающие себя наиболее ущемленными, ногайцы.
Еще в октябре 2012 года в поселке Терекли-Мектеб, что является райцентром Ногайского района Дагестана, прошел чрезвычайный съезд ногайского народа, собравший более двухсот делегатов, не только из самого Дагестана, но и из из других соседних регионов. Ногайцы, народ, разбросанный по нескольким регионам Кавказа и юга России, потребовали создания территориального образования ногайцев в составе РФ в пределах границ их компактного проживания на территории Ставропольского края, Чечни и Дагестана.
Могут мобилизоваться и кумыки, которые и ранее заявляли о том, что несправедливое распределение земель становится причиной целого ряда межэтнических столкновений. Кумыки требуют возвращения им 8 тысяч гектаров земель, изъятых при насильственном переселении в 1944 году, и восстановить Таркинский район, расположенный рядом с Махачкалой.
Самым громким за последнее время стало противостояние в Карамане. Земля, которую кумыки считают исторически своей, заселяется лакцами из Новолакского района, в свою очередь, переселяемыми с земель бывшего Ауховского района. Похожая ситуация - в селе Львовское-1 Бабаюртовского района: здесь земля, которую кумыки так же считают своей, передана под отгонное животноводство аварцам, жителям Казбековского района. Кумыки и ногайцы могут на тех же основаниях, что и крымчане, требовать создания своих национальных государственно-территориальных образований в составе Дагестана и Российской Федерации.
Помимо тюркской мобилизации, могут быть подняты на новый уровень проблемы и других народов Дагестана.
Собирание земель русских
Лезгин и аварцев объединяет, в первую очередь, разделенность народов между двумя государствами: Россией и Азербайджаном. Такие организации, как Федеральная лезгинская национально-культурная автономия (ФЛНКА) и Аварская национально-культурная автономия (АНКА), обвиняют власти Азербайджана в том, что они не обеспечивают лезгинам и аварцам конституционные права в религиозной, языковой, кадровой, экономической и других сферах.
Не закрыта и история о том, как Россия подарила Азербайджану своих граждан. Два российских анклава Храх-уба и Урьян-уба, где проживали лезгины, переданы в 2010 году Азербайджану в результате подписания договора о делимитации границы между двумя странами.
Признание Крыма может сподвигнуть лезгин по обе стороны российско-азербайджанской границы обратиться за помощью к властям страны с просьбой о присоединении северной части Азербайджана (районы компактного проживания лезгин) к РФ с целью последующего создания автономии Лезгистан.
"Московское лобби" лезгин не оставит незамеченными перспективы, которые открывает крымский прецедент. Если бы вопрос Храх-убы и Урьян-убы решался не в 2010 году, а сегодня, то у жителей этих сел были бы более веские основания требовать защиты своих прав.
Водные ресурсы реки Самур - еще одна актуальная проблема, которая не раз заставляла лезгин идти на митинги и акции протеста. Ситуация вокруг Самура усложнилась еще в 2008 году, когда после реконструкции Самурско-Апшеронского гидроузла власти Азербайджана увеличили водозабор из реки. Таким образом, более 50% водных ресурсов Самура отошли Азербайджану по новому договору о госгранице. Осушение земель привело не только к упадку агропромышленного сектора южного Дагестана, но поставило под угрозу уничтожения реликтовый Самурский лес.
В Закатальском и Белоканском районах Азербайджана и нескольких селах в Кварельском и Ахметском районах Грузии проживают наши соотечественники - аварцы. Аварской мобилизации ожидать не стоит, так как они слишком разобщены.
Другой Дагестан: автономия де-факто
В целом, каких-либо шагов аналогичных крымской заявке в Дагестане на данный момент замечено не было. В вопросах, касающихся создания национальных автономий внутри России, перспектив нет: никто не будет заниматься перекройкой территорий. Тем более трудно ожидать всплеска реальных сепаратистских настроений. Но в Дагестане уже есть места, где реальная жизнь течет по автономным законам.
Есть еще печально известное из-за непрекращающихся блокад и спецопераций село Гимры: семь месяцев блокады в 2007 году и действующий с апреля 2013 года режим КТО. Гимринцы уже давно живут своей отдельной конституцией-шариатом, де-факто руководит территорией местный джамаат.
Подписанное 6 февраля трехстороннее соглашение между правительством Дагестана, администрацией Унцукульского района и населением села Гимры, которое многие СМИ назвали "беспрецедентным", жители самого села не воспринимают всерьез. Сам документ носит декларативный характер. Взамен соблюдение "прав и свобод" гимринцев, местное население обязуется "стучать" властям на своих сельчан, пособников боевиков и тех, кто отправился обучаться в исламские страны. Жители Гимров, где проживают 25 тухумов, говорят, что не могут нести ответственность за своих родственников, а сами требования властей к мирным гимринцам считают провокационными.
Село Хаджалмахи в Левашинском районе Дагестана тоже живет по своим правилам. По распространенной версии здесь скрываются основатели нескольких финансовых пирамид, поглотивших сбережения жителей по всей республике. Власть и полиция формально существуют, но бездействуют. Их роль выполняют вооруженная дружина села и джамаат. Официальным властям Дагестана известно о ситуации в Хаджалмахах, но ни контртеррористических операций, ни тем более задержаний пирамидчиков-мошенников там не проводят.