"Мертвый дельфин" Артур Ацаламов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Драйвовая музыка, наполненные скрытым смыслом тексты, пронзительный голос - это на сцене. Внимательные глаза, чутко ловящие каждый звук уши и полный восторг - это в публике. Так обычно проходят концерты рок-группы "Мертвые дельфины" в московских клубах и на концертных площадках. Группы, чьим лидером и создателем является 28-летний чеченец Артур Ацаламов.
В самой республике об Артуре впервые заговорили года три назад, когда на экранах телевизоров и в эфире музыкальных радиостанций появился российский ответ Мерилину Мэнсону - певец Оскар. Его первый хит "Бег по острию ножа", как, впрочем, и еще несколько песен, были написаны Артуром Ацаламовым.
Впрочем, до известности на родине Артуру тогда было далеко - не то время было. Сейчас же, получив популярность уже не только благодаря своим песням, но и их исполнению, он - просто уникум. Конечно, не все люди понимают и любят рок-музыку. Как заметил сам Ацаламов, рассказывая, что чеченская диаспора в Москве не помогла ему ни на копейку, "им было незачем помогать мне только потому, что я их земляк". "Если бы от меня зависела судьба группы "Руки вверх" - даже если бы там все чеченцами были, - я бы ни копейки им не дал: не нравится", - говорит он.
Но вне зависимости от музыкальных пристрастий каждого из нас, необходимо отметить: Артур Ацаламов постепенно становится, наверное, вторым после Махмуда Эсамбаева человеком культуры из Чечни, настолько же популярным в России. Он, можно сказать, делает для родной Чечни почти то же, что недавно совершил "Терек", выиграв Кубок России. Без ложного пафоса и претензий на патриотичность Артур доказывает, что Чечня - это не только война, а чеченцы - не только люди с автоматами.
Из официального пресс-релиза группы "Мертвые дельфины":
"Вначале было яйцо, а только затем - курица... то есть, вначале в городе Грозном появились "Крики мёртвых дельфинов", их музыка и философия, а уже после этого, и уже в Ингушетии образовалась группа с таким необычным для слуха названием: "Это - имя нашей группы, и оно не расшифровывается", - так объясняет название группы ее лидер Артур Ацаламов.
Первые крики, песни и философии исполнялись "на чем придется, в том числе и на банках из-под водоэмульсионной краски". Банки из-под водоэмульсионной краски в то время водились вокруг зачинщика "Мёртвых дельфинов" Артура Ацаламова в избытке: "Мы с другом зарабатывали тем, что делали лепку и накаты: штукатурили, малярили, а в свободные вечера садились в ремонтируемой комнате и начинали наяривать всякие полуафриканские напевы. Услышим что-нибудь - и давай ремиксы делать. Потом уже писали песни свои... помню, даже медляк какой-то хороший написал - "Мой сон" назывался".
Записывались первые медляки и полуафриканские напевы самым что ни на есть варварским образом: нажималась кнопка "Rec" на обычном магнитофоне, что, впрочем, не мешало потом этим кассетам вовсю крутиться на радиостанции в Грозном. О выступлениях и речи не было - "просто было какое-то желание, полёт-порыв, то есть группа началась еще в Грозном, и было это еще до войны".
Потом началась война, и в Ингушетию Артур Ацаламов приехал уже с "чем-то в голове", хотя и в полном музыкальном одиночестве. "Чем-то" и оказалась впоследствии вся дельфиновская философия, собравшая вокруг себя новый состав под названием "Мёртвые дельфины". Состав этот впоследствии неоднократно менялся, так как успеть за стремительными территориальными передвижениями лидера "Дельфинов" мог далеко не каждый участник группы, привыкший к собственному укладу жизни, сложившимся личным отношениям и просто имевший жизненный тыл и корни, которых у Артура Ацаламова после войны по определению не осталось. Зато технические и моральные возможности для занятий музыкой загадочным образом находились всегда, благодаря чему участники группы и могли совершенствоваться профессионально вперед и вширь себя поперёк.
Первое выступление "Мёртвых дельфинов" прошло в сентябре 1996 года в Назрани. Концерт в ГДК принёс группе мгновенную известность в пределах республики. Через полгода подпольные и тщательно скрываемые записи группы разлетались "голубиной почтой", несмотря на все конспиративные предосторожности.
Из Назрани "Мёртвые дельфины" плавно перекочевали в Нальчик, где в группе появился второй "дельфин с постоянной регистрацией" - Назир Ильясов. Собственно, Назир появился в территориальных водах "Мёртвых Дельфинов" годом раньше, но воспринимался как свой, близкий человек, хотя и увлеченно осваивающий гитарный репертуар группы. Но на поиски очередного ритм-гитариста был убит целый месяц, прежде чем чью-то светлую голову посетила очевидная мысль: "Зачем мы ищем неизвестно кого и неизвестно где, когда вон там, за ударной установкой, сидит-балуется молчаливый Назир и терпеливо ждёт - когда же его догадаются позвать на эту высокопоставленную должность?". Светлую мысль скоренько донесли до лидера группы, а тот озадаченно поинтересовался у Назира: "Ты как... насчет в группе поиграть?". "Ну наконец-то!" - подумал Назир, и отправился мотаться дальше по Северному Кавказу вместе с "Мёртвыми дельфинами", теперь уже в официальном статусе.
Освоив просторы Северного Кавказа и усвоив, что дальше тут поперек себя расти вширь некуда, а менять жесткий гитарный звук на народные напевы как-то совсем без надобности - в 1997 году "Мёртвые дельфины" предприняли первую "разведку боем" на предмет завоевания московских музыкальных территорий. И всё бы ничего, если бы не наобум выбранное время для появления в пределах рьяно празднующей "ночь с 31-го декабря на 15-е января" столицы. Печально исторически известный зимний набег Наполеона на Москву, видимо, "Мёртвыми дельфинами" принципиально в качестве памятного урока в расчет не брался, а зря. Возможно, тогда "Котики-наркотики" появились бы в эфирах радиостанций гораздо раньше, чем после "Нашествия-2001".
За две недели московских пьянок, неравных поединков с московской милицией и безуспешных попыток найти хотя бы одну работающую не в праздничном режиме рекорд-компанию - у "Мёртвых дельфинов" слабо пискнули последние финансы, под этот жалобный писк пришлось возвращаться обратно, и следующая возможность приехать в Москву появилась только через несколько лет.
Памятный "мёртвый московский сезон" был усвоен в виде исторического урока несколько лучше, чем разгром Наполеона, и во второй раз "Мёртвые дельфины" появились в Москве в 2000 году, уже летом, в полном составе и на челночном автобусе. Опять без денег, зато с "супермегадорогими инструментами" по 100 долларов за штуку.
Увидев афиши проходившего на тот момент "Нашествия", Артур Ацаламов как-то сразу понял, что в рекорд-компании с демо-записями он совсем не хочет, а хочет сразу на всероссийский рок-фестиваль и не менее того.
"Приехали - афиши по городу: рок-фестиваль "Нашествие". На афишах - надписи "Состав участников может меняться", телефоны для групп. Сели звонить. Наивный был до одури: приехал с развалин - и сразу попытался на такой фестиваль попасть".
Тем не менее летние наполеоновские замыслы осуществились самым замечательным образом уже в следующем году, когда к Михаилу Козыреву попала демо-запись и за три недели до "Нашествия-2001" раздался звонок: "Артур, а вы в курсе, что играете на "Нашествии"?". Артур Ацаламов, самый упорный оставшийся на тот момент в Москве "Мёртвый Дельфин", тут же уяснил себе, что он в курсе и через три недели играл на "Нашествии" с приглашенными музыкантами.
"Выступление было просто офигенным: сто тысяч человек в реал-тайме и еще, как минимум, три миллиона телезрителей. Я понимал, что сейчас 3 миллиона смотрят по всей России и одно из двух: либо тащатся, либо не тащатся".
После "Нашествия-2001" о "Мёртвых дельфинах" много говорили и пророчили, звукозаписывающая компания, занявшаяся проектом, особенно торопиться не спешила, и вскоре контракт был аннулирован путем непосредственного разрывания.
Почти два года, последовавшие за прорывами и разрывами, были положены Артуром на "создание каких-нибудь перспектив на будущее", обживание в Москве, т.к. возвращаться обратно на Северный Кавказ после выступления на крупнейшем российском рок-фестивале было бы уже совсем нездоровой тенденцией. Песни писались, из-за банального отсутствия возможностей по их записи накапливались, настаивались и ждали своего времени.
Первой этого подходящего времени дождалась композиция "На моей луне", демо которой опять, уже спустя почти три года, весной 2003-го появилось в пределах видимости все того же Михаила Козырева. Именно "На моей луне", под запись которой была предоставлена студия "Нашего радио", и стала тем прорывом, благодаря которому о группе "Мёртвые дельфины" вновь заговорили в столице, как о музыкальном явлении с некоторым потенциалом и заявками на будущее.
"Эта песня отблагодарила нас за то, что была написана, и за всё творчество "Мёртвых дельфинов" самым щедрым образом". Появившись последовательно в рубриках "Нашего радио" - "Оно вам надо?" и "Худсовет", "На моей луне" получила отличные отзывы от аудитории, взломала "Чартову дюжину", "поимела" первое место в национальном хит-параде, попала в жесткую радиоротацию, вошла в сборник "Нашествие: Шаг 13" и основательно доказала слушателям и музыкальным критикам, что "Оно нам-таки надо!".
Вошла она и в хит-парад программы "Серебро" радиостанции "Эхо Москвы", была включена в сборники "Нашествие. Шаг 13-й" (Real Records), "Чартова Дюжина" (CD Land) и "Осторожно рок" (фирмы грамзаписи "Никитин"). А также в саунд-трек к фильму "Повелитель эфира" ("Мосфильм").
"Песня "На моей луне" - типичная депрессивная вещь. Посмотрел на листочке, где было написано, откуда эта группа, обнаружилось, что эта группа из города Грозный. Я снимаю перед "Мёртвыми дельфинами" шляпу, потому что жить в городе Грозный, где идет реальная война, война, где каждый день гибнут люди, где происходят зачистки, террор, взрывы, криминальный беспредел, и еще играть на электрогитарах и сочинять песни - это, конечно, подвиг сам по себе. Поздравляю группу из Грозного с тем, что они дошли до первого места в общероссийском хит-параде", - написал рок-критик Артемий Троицкий после появления "Мёртвых Дельфинов" в "Чартовой дюжине".
"Очень четко понимаю, почему песня Мёртвых Дельфинов "На моей луне" нравится людям. По той же причине, что людям нравятся и баллады Scorpions. Это 100% хит, классическая рок-баллада, которая сделана по всем канонам жанра, но сделана очень здорово, четко и опять же искренне. И вокалист "Мёртвых дельфинов" Артур Ацаламов еще и совершенно выдающимся образом поет. В отличие от такого дворового, "никакого" пения, которое мы слышим во многих песнях других исполнителей, голос Артура абсолютно узнаваем, очень выразителен по-актерски, цепляет помимо воли слушателей". (Юрий Сапрыкин, главный редактор журнала "Афиша")
За композицией "На Моей Луне" в фаворитах "Чартовой Дюжины" и интернет-инсталляции Артемия Троицкого, посвященной войне в Чечне, появился "Мёртвый город" - единственная дельфиновская "песня с войны", дань родному городу Артура.
После второго прорыва, обеспеченного "На Моей Луне", - последовало и второе выступление "Мёртвых дельфинов" на виртуальном "Нашествии-2003: открытый доступ". Представленные Ольгой Максимовой как "группа, каждая песня которых - голый нерв", "Мёртвые Дельфины" с яркой подачей отыграли сет из пяти песен: "Котики-наркотики", "Девственность", "На моей Луне", "Моногамия" и "Музыка в огне", повторно став одним из открытий последнего на данный момент всероссийского рок-фестиваля.
После "Нашествия-2003" окончательно сформировался нынешний состав группы: Артур Ацаламов - вокал, стихи, музыка, Назир Ильясов - гитара, Александр Помараев - бас-гитара, Сергей Золотухин - барабаны. И Помараев, и Золотухин - коренные москвичи. Последний причем является сыном актера Валерия Золотухина.
После выступления на "Нашествии" ребром встал вопрос о выпуске дебютного альбома группы, который проходил на фирме грамзаписи "Никитин" осенью 2003 года, так как выпустить его из разумных маркетинговых соображений нужно было успеть как минимум до Нового года (памятуя о долгом и печальном "мёртвом сезоне" - отличительной черте столичной музыкальной жизни). Писать альбом "Мёртвые Дельфины" решили самостоятельно, без помощи саундпродюсера. Их дебютный альбом вышел в свет 9 декабря 2003 года и получил не по-зимнему тёплое и не по-рок-н-ролльному пушистое название "Одуванчики для канареек". Вместе с "мегадемозаписями" в него вошли одиннадцать композиций: "Котики-наркотики", "Пусть приснится", "Девственность", "Музыка в огне", "На Моей Луне", "Облако в штанах", "Моногамия", "Мёртвый город", "Пьяные танцы", "Вампиры", "На моей луне".
И это несерьезно малая часть обширных творческих залежей "Мёртвых Дельфинов", среди которых насчитывается более 100 уже написанных песен. Терпеливо дожидающихся своего времени вслед за "Моей луной" и "Мёртвым городом".
- Где учился, где учился музыке, кто твои родители и где они сейчас?
- Учился в школе, причем плохо - много хулиганил, музыке не учился, потом закончил с отличием ВУЗ по специальности менеджмент-маркетинг. Мои родители чеченцы - отец: Ацаламов Абубакар Алиевич, мать: Зубайраева Руми Абуязидовна.
- Группа "Мертвые дельфины" родилась в 1996 году?
- Нет, первые шаги "Мертвые Дельфины" сделали еще в Грозном, за полгода до войны... Две наши пробные записи (домашней выделки) крутили на очень популярной в то время грозненской радиостанции "Восток". Так что начало было тогда. Просто об этом мало кто знает, а мы не особо распространялись на эту тему.
- Почему не выступали так долго?
- "Не хлебом единым жив человек", в моей жизни происходит много разных событий, далеко не все они связаны с музыкой (у меня широкий круг интересов), и вот тот период молчания связан именно с такими событиями. Хотя и для музыкальной карьеры это время не прошло даром. Играешь ты, или нет, если ты человек творческий - от этого никуда не деться, и в свободное от проблем время я написал очень много хорошей музыки и стихов. А для группы это - первично...
- Кто входил в первоначальный состав группы?
- Как всегда бывает, это были друзья по уличной жизни...
- Почему их нет с вами сейчас?
- Потому что когда мы перевалили за планку любителей музыки, и нужно было решать - оставлять все как есть или расти дальше, я решил расти дальше, у остальных на это не хватило ни сил, ни таланта. Да и терпения тут нужно как минимум пару вагонов про запас, создать цельную группу сложнее, чем удачно жениться, а про раскрутить я вообще молчу. Из старого состава выжил (причем очень удачно) гитарист Ильясов Назир Бамат-Гиреевич, ингуш по национальности. Он очень много работал с гитарой (это титанический труд) и стал сильным гитаристом, и до сих пор прогрессирует...
- И почему все-таки "Мертвые дельфины"?
- Так вышло из моего сердца, переводу не подлежит, хотя объяснение этому, безусловно, есть...
- Лет восемь назад я как-то присутствовал при разговоре Али Димаева с несколькими молодыми чеченскими музыкантами. И Димаев слегка попрекнул их (кстати, на мой взгляд, незаслуженно), что молодежь сейчас отходит от традиций чеченской музыки, плюс предпочитает петь на русском языке. Что ты можешь сказать по этому поводу?
- Интересно бы узнать, о каких традициях чеченской музыки он говорит, когда единственное удачное место во всех их песнях -это вступление, сыгранное на русской гармошке, и дечикпондаром тут не отмазаться...
- И, кстати, твое отношение к чеченской эстраде?
- Ее, к сожалению, пока нет (но это временное явление). Все певички, которые у нас есть, это просто жертвы индийского кино... И все поют одно и тоже, и всегда одно и тоже звучание 300-долларовой пластмассовой самоиграйки фирмы Yamaha. Еще много чего можно сказать, но не нужно... Самое страшное то, что они всегда будут безголосыми, и себе в этом никогда не признаются. У нас есть таланты, я уверен, просто в нашей среде и с нашим менталитетом им трудно пробиваться. "Мертвые Дельфины" - это пока единственный случай такого успеха у вайнахов. "Мертвые Дельфины" - это самородки (говорю это как профессиональный маркетолог).
- В прессе тебя сравнивают с Джимом Мориссоном, говорят, что твои композиции сделаны в стиле "Radiohead". А действительно: считаешь ли ты кого-нибудь из музыкантов (западных, чеченских, российских) своим учителем, или хотя бы предпочитаешь слушать какого-нибудь конкретного исполнителя?
- Все это лестно, конечно, но я сам ничего такого не думаю, мы делаем свою музыку, а судить нас - это ваша привилегия. Кумиров у меня нет, да и учителей тоже...
- Тяжело ли тебе было пробиваться в Москве?
- Да... тяжело...
- Испытывал ли ты какое-то особое отношение к себе, как к чеченцу. Помогало ли это отношение тебе или напротив мешало?
- Всегда по-разному. К примеру, мое общение с ментами - это всегда проблемно... Думаю, любой чеченец знает отношение других наций к нашей, так что комментарий излишен...
- Вообще, как ты сумел пробиться к вершинам музыкальных хит-парадов?
- Очень просто, я пишу прекрасные и глубокие песни, а пою вообще офигительно... (шутка... хотя..?)
- Кстати, каковы вообще твои политические пристрастия: независимость, Ичкерия, навеки вместе с Россией или что-то еще?
- Что-то ещё!!!..
- Самая популярная песня вашей группы - "На моей луне". А какая твоя самая любимая? Сейчас у вас явный подъем: много ли вы выступаете? Это клубные выступления, гастрольные, что-то еще? Может быть, выпуск еще одного диска? Планируется ли выпуск клипа? Есть ли еще какие-то планы?
- Она уже не самая популярная - "Мертвый город" ее обошёл по энергетике. Второй альбом, если позволит всевышний, будет осенью 2004. Клип тоже будет. Сейчас мы выступаем в основном на больших площадках в рамках крупнейших рок-фестивалей, слегка подустали, хочется месяца тишины... И снова в бой!
Опубликовано 10 июня 2004 года
источник: Газета "Чеченское общество"
-
24 ноября 2024, 12:29
-
24 ноября 2024, 11:29
-
24 ноября 2024, 10:36
-
24 ноября 2024, 09:42
-
24 ноября 2024, 06:04
-
24 ноября 2024, 00:13