Творение человека - нового русского, нового грека
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
18 августа "Вечерка" опубликовала материал "Мама купи мне террориста!" В нем шла речь о странной игрушке для детей от 3-х лет: диверсант в полной выкладке с гранатометом. Публикация побудила многих горожан продолжить разговор: кто-то звонил в редакцию, кто-то пришел рассказать о своем возмущении, поделиться опытом. И нам стало ясно, что речь надо вести на ту же тему, только глубже, точнее, предметнее - то есть на профессиональном уровне.
Своими исследованиями этнопсихологических основ личности с учетом национальных особенностей и наследственных признаков поделился доцент кафедры "Высшая математика" Северо-Кавказского государственного технического университета Шота Музенитов. Беседу с ним мы и предлагаем сегодня вниманию наших читателей.
- Шота Алексеевич, почему вас заинтересовали такие непростые вопросы - национальные особенности и наследственные признаки, да еще - в деле воспитания?
- Потому что в действующей сегодня педагогике разработаны и используются разные методы и принципы воспитания, являющиеся общими для всех народов России. Но они вовсе не касаются национальных или наследственных признаков, обычаев разных народов, традиций, моральных и поведенческих норм. Ведь нельзя надеяться, что в будущем эти "границы" исчезнут сами собой, национальные особенности-то никуда не спрячешь. А между тем в стране мы постоянно наблюдаем различные конфликтные ситуации, корни которых уходят именно в наследственность - нечисто генетическую, биологическую, а скорее - духовную.
- Вы хотите сказать, что национальную нетерпимость или вражду можно исправить воспитанием?
- Убежден в этом! Больше того, я уверен, что из-за различных умственных способностей народов, населяющих Россию, страну сотрясают ужасные конфликты...
- Что-то совсем уж крамольное вы говорите, так мы дойдем до самого страшного, а нас потом обвинят во всех смертных грехах!
- Ничего подобного! Речь идет всего лишь о том, что один человек (не важно, какой он национальности!) будет стойко защищать Родину от врага, а другой за пачку сигарет пропустит через границу террориста. Воспитание просто честного, мужественного, достойного человека нужно начинать с детства. Есть, к примеру, метод, о котором я не устаю повторять и использую в собственной педагогической практике: он сравним с излечением человека с помощью ... словоукалывания. Например, в виде реплик, высказываний, сконструированных стратегий, народных пословиц и поговорок, которые воздействуют ошеломляюще, слегка оскорбляя самолюбие и достоинство.
Мой отец, к примеру, проработал в сельской школе 53 года. Метод "словоукалывания" он применял не только к своим ученикам, но и к односельчанам, если их поступки выходили за пределы человеческой порядочности, дозволенности. Критика была "по всем фронтам" - в стихах, стенгазетах, публичных замечаниях...
- Вернемся к воспитанию национальной терпимости, или, как теперь принято говорить, толерантности...
- Свои исследования на тему "Этнопсихологические основы становления и воспитания личности с учетом национальных особенностей и наследственных признаков на медико-педагогической основе" я начал с того, что выявил и изучил достоинства и недостатки всех народов, проживающих в Российской Федерации и в особенности - на Северном Кавказе. Определил их национальные особенности и наследственные признаки. Итогом работы стал спецкурс "Межэтнические межличностные отношения". При использовании предлагаемых в нем целенаправленных стратегий наследственные недостатки поддаются исправлению.
- Вы, считаете правильным открыто говорить о достоинствах и недостатках разных народов?
- Да, нельзя об этом молчать, иначе мы будем только тормозить развитие народов, препятствовать установлению нормальных общественных, межэтнических и межличностных отношений. Публикации на эту тему у меня были, и никаких упреков в мой адрес не последовало, а только было одобрение.
Говоря о достоинствах и недостатках, остановлюсь на трех наиболее развитых, высококультурных, великих народах: русском, греческом и еврейском, внесших огромный вклад в мировую науку. Плодами трудов этих народов пользуется сегодня все человечество. Мною выявлено, что для русского народа наиболее характерны такие черты, как честность, порядочность, доброжелательность, безобидность, исполнительность, высокая внутренняя культура. В то же время это прямолинейный, медлительный народ, которому присуща слабая способность к прогнозированию, слабая экономическая грамотность. Грекам присущи порядочность, доброжелательность, принципиальность, решительность, высокие организаторские способности, деловитость и экономическая грамотность. В то же время в греческом народе присутствует мстительность, обидчивость, чрезмерная расчетливость, граничащая с жадностью. Для еврейского народа характерны такие отличительные черты, как глубокий склад ума, высокий талант, доброжелательность, значительные деловые качества, самокритичность, высокая экономическая грамотность в то же время еврейский народ обидчивый, разжигающий страсти, в особенности с высоких трибун, не умеющий строить правильные межличностные отношения, не в полной мере считающийся с интересами других народов.
Я надеюсь, что приведенные мною отрицательные черты обобщенных "характеров" народов никак не принизят их, а воспримутся мужественно и с достоинством. Повторю: здесь речь ни в коей мере не идет об ущемлении чьих-то интересов, возвышении или принижении авторитета какого-либо народа, это всего лишь результаты научных исследований, которые следует учитывать в любом воспитательном воздействии.
- Как можно применять на практике результаты ваших исследований?
- К каждой конкретной воспитательной ситуации должен быть подобран свой ключик. "Выписать рецепт" на каждую невозможно. Просто педагог должен обладать особой "национальной чувствительностью" и знанием тех особенностей разных народов, о которых я уже говорил. Но вот к развитию тех же математических способностей, к их пробуждению тоже можно применить "метод словоукалывания". У меня был такой случай. Одного парня лишь фразой мне удалось привлечь к глубокому изучению математики. Помню, я тогда сказал: "Ну и создание, ты когда-нибудь научишься решать задачи?!". И, не дав времени на обиду, я поставил ему положительную оценку, так как занятия он посещал регулярно. На следующей сессии студент отвечал мне между пятеркой и четверкой, и я ему поставил - "отлично". Термин "создание" я заменил на этот раз на более мягкий: "притупленное мышление". У студента были скрытые, резервные, математические способности, и я вызвал их, а он лишь реализовал.
- Шота Алексеевич, я знаю, что вы многое сделали для популяризации своего учебного пособия, писали письма в разные инстанции, вплоть до президентов России и Греции...
- Да, это верно. Я писал о том, что строить правильные межнациональные и межличностные отношения особенно важно и перед лицом такой общечеловеческой беды, как терроризм и бандитизм. К сожалению, человечество еще не выработало никаких методов борьбы с терроризмом, кроме прямого уничтожения. В таком случае тем более важно воспитывать детей так, чтобы они не вырастали в "отбросы общества", не превращались в террористов. Нужно много и часто говорить о мужестве, человечности, чувстве долга и ответственности, товариществе и взаимовыручке. Думаю, что многие государства и народы могли бы создать и подписать документ "О нераспространении терроризма и ответственности", в котором четко определить роль воспитания и образования. Когда я писал эти письма, то определенно надеялся, что и преподавание математики сделает народы более экономически грамотными.
- Но все это относится к сфере государственных - больших интересов. А на нашем, местном уровне?
- Я предложил бы в городе Ставрополе создать экономико-эколого-медико-этнопсихологический Центр - как новую форму образовательного учреждения, где высококвалифицированные специалисты будут обучать и воспитывать школьников. Возможно, это дело будущего, но мне кажется, что надо поспешить...
Опубликовано 28 августа 2003 года
источник: Газета "Вечерний Ставрополь"
-
24 ноября 2024, 00:13
-
23 ноября 2024, 18:47
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14