В Москве на фестивале этнографического кино представлен фильм об азербайджанской общине Дагестана
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Москве на Международный кинофестиваль аудиовизуальной антропологии "Дни этнографического кино" представлен фильм российских этнографов "Ашура в Дербенте", снятый в Дагестане. Картина рассказывает об азербайджанцах-шиитах и их важнейшем религиозном событии - траурной декаде Ашура.
Международный кинофестиваль аудиовизуальной антропологии "Дни этнографического кино" организован отделением культурологии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" в партнерстве с Российским государственным гуманитарным университетом и ВГИК имени С.А.Герасимова.
В этом году фестиваль "Дни этнографического кино" прошел в пятый раз с 24 по 30 сентября. В рамках фестиваля прошли кинопоказы и теоретические дискуссии. Основной темой кинофестиваля стала актуальная для современного мира проблематика антропологии труда, говорится на сайте Института Африки РАН. На показах были продемонстрированы около 50 фильмов, снятых авторами из США, Бразилии, России, Израиля и других стран, рассказали корреспонденту "Кавказского узла" в оргкомитете фестиваля.
Авторы 46-минутного фильма "Ашура в Дербенте" – этнографы Михаил Солоненко и Екатерина Капустина, которые много лет изучают Дагестан. Съемки картины проходили зимой 2008 года, но сам фильм был смонтирован только в 2012 году, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" магистр антропологии, младший научный сотрудник отдела этнографии Кавказа Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Екатерина Капустина.
"Ашура - это ежегодные дни поминовения убитых сторонников внука пророка Мухаммеда имама Хусейна. Первый раз мы приехали посмотреть на это мероприятие в Дербенте в 2007 году, поснимали, познакомились с людьми, вошли в доверие общины, а на следующий год приехали уже целенаправленно снимать сюжет. 90% съемок провел Михаил Солоненко, я снимала только в женской части мечети", - рассказала Капустина.
По ее словам, задачей, которую ставили перед собой этнографы, было показать это религиозное мероприятие, о котором за пределами азербайджанской шиитской общины знают немногие, и знают только как о кровопролитном ритуале. "Нам хотелось рассказать о сути этого ритуала с точки зрения этнографа, антрополога и представить точку зрения общины изнутри, то есть, как воспринимают и какой смысл вкладывают в это сами люди. И через Ашуру показать внутреннее устройство этой достаточно закрытой локальной общины", - отметила Капустина.
По ее утверждению, авторы фильма не ставили перед собой целью исследовать сам ритуал надрезания кожи, его происхождение и историю. "Мы не специалисты по шиизму и не исследовали ритуал как таковой. Мы специалисты по Дагестану и нам интересны, скорее, социальные отношения, локальная традиция и внутренняя рефлексия самой общины: что люди думают о том, что они делают", - говорит этнограф.
Она отмечает, что кто-то считает традицию ритуального пролития крови вредной, которая осуждается в Иране, например, и от которой нужно отказаться. "Кто-то напротив воспринимает ее как важный момент единения общины, ощущения религиозного события. Там идет спор внутри общества. Нам интересен этот спор, эта рефлексия", - сказала Капустина.
Фильм не представлен в свободном доступе. "Нам бы хотелось, конечно, показать его всем желающим, но правила таковы, что если фильм гуляет в интернет-пространстве, на фестивали его не берут, а мы хотим поучаствовать и в других кинофестивалях", - сказала соавтор фильма.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
09 ноября 2024, 21:44
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47
-
08 ноября 2024, 23:35