В Азербайджане число арестованных в связи с перестрелкой в Сумгаите достигло 16
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Правоохранительными органами Азербайджана арестованы два человека, которые подозреваются в участии в перестрелке в Сумгаите 11 декабря. У одного из них изъято оружие, боеприпасы и запрещенная религиозная литература, сообщило МВД. Общее число арестованных в связи с перестрелкой достигло 16 человек.
Как писал "Кавказский узел", вечером 11 декабря в Сумгаите между двумя группами людей, относящимися к религиозным течениям "Хавариджи" и "Салафиты", произошел конфликт. Его причиной, как отметили в МВД и генпрокуратуре республики, стали религиозные разногласия. В результате столкновения, в ходе которого использовались автоматы и гранаты, пострадали четыре человека. 16 декабря суд арестовал 10 задержанных по этому делу на два месяца. В последующие дни, по данным МВД, были арестованы еще 4 человека.
В результате проведенной 27 декабря спецоперации в Сумгаите задержаны жители этого города Эльчин Акперов и Вугар Абдуллаев.
Как говорится в официальном сообщении МВД Азербайджана, при обыске на квартире Абдуллаева были обнаружены и изъяты револьвер, 47 патронов разного калибра, 2 ножа, 1 железная дубинка, 134 единиц запрещенной религиозной литературы и 81 дисков религиозного содержания.
В отношении обоих задержанных была избрана мера пресечения – арест.
Таким образом, число арестованных в связи с произошедшим в Сумгаите вооруженным инцидентом между религиозными группировками достигло уже 16 человек.
Других подробностей МВД не сообщает. В пресс-службе ведомства воздерживаются от комментариев со ссылкой на тайну следствия, передает корреспондент "Кавказского узла".
Адвокат арестованного: мой подзащитный заявляет о своей невиновности
Адвокат арестованного Кенана Мехралиева Фариз Намазлы сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что его подзащитный отвергает обвинения.
"Кенан Мехралиев был лишь свидетелем произошедшего. Он является спортсменом, и его на выяснение отношений с представителями другой группы лиц позвал товарищ. Но Кенан никаких действий не предпринимал. У него не было оружия", - сообщил Намазлы.
По его словам, после того, как Кенана задержали, с его участием был проведен обыск "на их квартире".
"Были найдены граната и патроны, количество точно не помню. Но Кенан говорит, что боеприпасы подбросили сами обыскивающие. Кстати, пока по этому эпизоду, ему не предъявлено обвинение. На данный момент он обвиняется по статье 228.3 – "незаконное хранение оружия в составе организованной группы". То есть, пока ему инкриминируют участие в инциденте", - сказал Намазлы.
Он добавил, что многие арестованные считают себя невиновными. «Следствие теперь пытается связать арестованных с азербайджанскими верующими, воюющими в Сирии», - подчеркнул Намазлы.
По его словам, есть арестованные из обеих групп верующих, между которыми произошел инцидент.
Конфликт был, скорее, на бытовой почве, чем на основе межрелигиозной вражды
Арестованный Намазлы Мехралиев - из группы, которую правоохранительные органы назвали «хавариджами». «Насколько я знаю, конфликт был, скорее, на бытовой почве, чем на основе межрелигиозной вражды. По крайней мере, мой подзащитный пришел туда по просьбе своего товарища. А, вообще, он обычный верующий», - сказал его адвокат.
Адвокат пояснил, что его подзащитный не захотел подавать апелляционную жалобу на арест, и добавил, что считает некорректным комментировать вопрос, почему жалобы не подали адвокаты других арестованных.
«Могу сказать в целом, что у нас в Азербайджане родные многих арестованных, в особенности верующих, в период следствия предпочитают не жаловаться на нарушения прав обвиняемых, надеясь таким образом облегчить их участь и добиться мягкого наказания. Однако, считаю, что это неверная тактика. Впоследствии она затрудняет процесс обжалования в Европейском суде по правам человека», - отметил Намазлы.
По его данным, в этом деле есть много нарушений. "Арест избран даже в отношении раненых", - сообщил адвокат.
Оруджлу: росту радикализма среди верующих способствует ограничение их прав
Опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" эксперты считают, что увеличению радикализма среди верующих в Азербайджане способствует политика ограничения их прав и давление на них. Но отдельные проявления межрелигиозной нетерпимости в стране, по оценке аналитиков, не грозят перерасти в крупные конфликты.
«Между представителями религиозных общин есть определенная напряженность. Она дает о себе знать и через агрессивные обсуждения в СМИ, через социальные сети, где звучат взаимные угрозы. Но думаю, что всё это еще не имеет масштабов, угрожающих перерасти в открытое межрелигиозное противостояние в стране», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» глава Центра исследований «Восток-Запад» Арастун Оруджлу.
По его мнению, "эта напряженность - проявление общей напряженности в стране, вызванной чиновничьим произволом, коррупцией, социальной несправедливостью, коррупцией, массовым нарушением прав граждан".
Неизвестно, действительно ли все арестованные были вовлечены в инцидент в Сумгаите
Однако иногда разногласия между представителями религиозных групп искусственно раздуваются, а отдельные инциденты представляются как проявление роста религиозного экстремизма и угрозы национальной безопасности, добавил Оруджлу.
«Это делается преднамеренно, чтобы показать Западу нарастание в Азербайджане «исламской угрозы» с целью оправдания подавления демократических свобод и демонстрации того, что альтернативой нынешнему авторитарному режиму может стать власть религиозных радикалов», - полагает Оруджлу.
С этой же целью власти периодически бросают в тюрьмы верующих, представляя их вооруженными экстремистами, добавил он.
«При этом, очень часто над верующими проводятся закрытые судебные процессы, и общественность не имеет представления, насколько обоснованны были выдвинутые против них обвинения. Родные также предпочитают молчать об этих делах, полагая, что тем самым они облегчают участь обвиняемых», - отмечает эксперт.
Что касается конкретно инцидента в Сумгаите, то, как отметил Оруджлу, «в условиях отсутствия достоверной информации однозначно что-либо говорить об этом сложно».
«О подробностях инцидента не сообщается, обстоятельства - неизвестны. Неизвестно, действительно ли, все арестованные были вовлечены в инцидент. Не исключено, что наряду с лицами, совершившими конкретные противоправные действия, привлечены к ответственности также другие верующие», - сказал эксперт.
Гаджизаде: для предотвращения радикализации власти должны открыто обсуждать религиозные проблемы
Глава Центра политических и экономических исследований FAR CENTRE Хикмет Гаджизаде, изучающий проблемы религии, отмечает, что «действительно, среди радикально настроенных верующих есть сторонники применения насилия против инакомыслящих».
«Всё это результаты отсутствия в стране условий для свободных демократических обсуждений. Молодым людям негде реализовывать свои духовные потребности. Повсюду запреты, ограничения. Когда нет атмосферы для продвижения светских либеральных ценностей, молодые люди начинают искать ответы на беспокоящие их вопросы о путях к справедливости, свободе в религии», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Гаджизаде.
Так, по его словам, "они собираются группами по 20-30 человек, по своему ищут ответы на волнующие их вопросы, заимствуют опыт зарубежных единоверцев".
"Всё это происходит в подполье. О деятельности таких групп, мы узнаем, когда они что-то взрывают, или стреляют. Для предотвращения всего этого власть должна открыто обсуждать имеющиеся проблемы в религиозной сфере с участием религиозных деятелей, экспертов гражданского общества, самих верующих, а не преследовать их. Репрессии и давление только загоняют проблему вовнутрь", - заключил Гаджизаде.
Юнусов: в Азербайджане происходит радикализация не только верующих
Глава департамента конфликтологии Института мира и демократии, автор ряда книг по истории и современному исламу в Азербайджане Ариф Юнусов считает, что в Азербайджане, как и в ряде других постсоветских стран, серьезно не изучается салафизм и процессы внутри этого направления ислама.
По его мнению, салафизм на постсоветском пространстве отличается от салафизма в арабском мире. Так, в арабских странах наблюдается непрерывная традиция существования этого направления ислама с устоявшимися взглядами на вопросы общественного устройства. В Азербайджане же салафизм стал распространяться после распада СССР, его последователи как бы вновь открывают для себя ислам, считает эксперт. При этом среди них есть расхождения во взглядах на джихад и поведение мусульман в государстве.
Умеренные салафиты, одним из ярких лидеров которых является глава общины мечети «Абу-Бекр» в Баку, теолог Гамет Сулейманов, считают, что джихад должен быть внутри человека и направлен против человеческих пороков, пояснил Юнусов. Приверженцы этих взглядов также считают, что, несмотря на то, что страна - мусульманская, государственный строй может быть светским, и верующие должны строить свое поведение в рамках Конституции, подчеркнул он.
"Другие группы, в частности "хавариджи" (или хариджиты), настроены радикально", - отметил эксперт. Они заявляют, что «подчиняются только Аллаху и не могут уважать правительство неверующих, то есть, светскую власть».
«Они хотят, чтобы жители Азербайджана жили на основе исламского права и исламских морально-этических норм. Они же считают обязательным джихад против неверных. Многие представители этих радикальных групп во имя джихада воевали на Северном Кавказе, Афганистане, Пакистане, а теперь в Сирии», - отметил Юнусов.
По его данным, таких радикальных групп на сегодняшний день - немного. Распространение этого течения в Сумгаите эксперт считает не случайным, поскольку в этом городе большое количество беженцев, среди которых сильно социальное недовольство.
Из закрытых властями мечетей верующие уходят в полуподполье
По мнению Юнусова, радикализации верующих способствуют сами власти, подавляя демократические свободы, в том числе права верующих. На его взгляд, ислам используется официальным Баку в пропагандистских целях для того, чтобы представлять Западу нападки на демократические ценности в Азербайджане заботой о сохранении светского характера государственного управления и угрозой исламского фундаментализма.
С другой стороны, правящий режим видит в исламе угрозу своей власти в виду того, что ислам объединяет людей на основе религиозной общности, подчеркнул эксперт.
Власти полагают, что, закрывая мечети, они отрывают верующих от религии, однако это глубокое заблуждение, подчеркнул он, ибо верующие уходят в другие места – другие мечети, полуподпольные молельные дома.
«По сути, сегодня в Азербайджане в результате политики властей идет процесс принудительной радикализации, причем, не только верующих, но многих слоев общества - светских сил, одинаково страдающих от коррупции, бесправия, социальной несправедливости. Пока эти два процесса по большой части идут параллельно и лишь эпизодически соединяются. Но на каком-то этапе слияние этих двух процессов против репрессивной и антидемократической политики властей будет неминуемо. И тогда не исключено, что исламский фактор будет использован и может стать доминирующим», - прогнозирует Юнусов.
Как ранее заявил "Кавказскому узлу" член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции Тогрул Джуварлы, религиозный конфликт в Сумгаите представляет собой следствие "репрессивной политики властей против верующих".
По словам обозревателя агентства Turan, эксперта по вопросам религии Тофига Тюркель, салафизм стал распространяться в Азербайджане после распада СССР, а течение "Хавариджи" – с середины 2000-х годов, причем оба эти религиозных направления развивались в республике "под влиянием внешних сил".
Представители Государственного комитета по работе с религиозными структурами и Управления мусульман Кавказа не комментируют вооруженный инцидент на религиозной почве в Сумгаите.
"Кавказский узел" также пока не располагает комментариями властей Сумгаита и самих участвовавших в инциденте верующих в связи с приведенными выше заявлениями экспертов.
"Кавказский узел" ранее также сообщал о других инцидентах в Азербайджане на почве религиозных разногласий. Так, в ноябре Министерство нацбезопасности сообщило об аресте трех членов преступной группировки, готовившей взрыв в шиитской мечети "Мешеди Дадаш" и атаку на ее руководителя Шахина Гасанова.
17 августа 2008 года была совершена вооруженная атака на мечеть "Абу-Бекр" в Баку. В результате взрыва ручной гранаты, брошенной в мечеть во время вечерней молитвы, погибли двое и были ранены 18 человек. Как установило следствие, организаторами взрыва оказались активисты вооруженной группы "Лесные братья". К ответственности по этому делу были привлечены 25 человек, в том числе граждане Азербайджана, РФ и Турции, осужденные на сроки от 2 до 15 лет лишения свободы.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
10 ноября 2024, 05:49
-
09 ноября 2024, 21:44
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47