Медресе (мадраса)
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Мадраса (медресе) – место, где учатся; учебное заведение второй ступени после начальной. Самые ранние известия о мадраса в странах распространения ислама относятся к Х в., территориально – к Хорасану и Мавераннахру. Ученые выдвигают ряд версий относительно возникновения мадраса и ее оформления как самостоятельного института. Согласно теории о "буддийских корнях" мадрасы, ее прототипом в Центральной Азии стали буддийские монастыри – вихары. По другой версии, мадраса являлась логическим продолжением института дар аль-ильм ("Дом науки"), как назывались библиотеки и центры пропаганды эллинско-эллинистической учености, возникшие на Востоке в IX-Х столетиях. Существует также мнение, что мадрасы выросли из ханов – постоялых дворов, предназначавшихся для проживания пришлых учащихся и строившихся при мечетях, в которых велось преподавание схоластических дисциплин.
Начиная с XI в. мадраса стала ведущим типом учебного заведения, до этого времени обучение было слабо организовано и происходило в мечетях и в частных домах, а также в гостиницах (хан), библиотеках, больницах. В этот период произошло ее превращение в государственное учреждение, в котором вели занятия назначенные правительством преподаватели; тогда же мадраса становится оплотом пропаганды суннитского традиционализма. В период династии Сельджукидов "мадраса была кузницей кадров, которая готовила тех, кто правил государством, эффективно влиял на общество и при этом свои профессиональные навыки сочетал с подчеркнутой лояльностью по отношению к суннизму", - пишет современный ученый С.А. Кириллина в статье "Мадраса в средневековом мусульманском мире".
В XII столетии появилась новая разновидность медресе, так называемые медресе-мавзолеи, где одно из помещений, перекрытое куполом, служило усыпальницей для ее основателя.
Мадраса учреждались и существовали за счет вакфа – передачи частными лицами своего имущества на благотворительные цели. В мадраса преподавателям и прочим служителям платили жалованье, учащиеся обеспечивались стипендией, учебными принадлежностями и жильем. При этом вакфы служили не только делу финансовой поддержки системы образования, но и были действенным средством контроля их основателя или смотрителя-назира над центрами учености.
Изначально мадраса предназначалась для преподавания мусульманского права – фикха, специализируясь на конкретном суннитском толке законоведения. Основным и нередко единственным предметом изучения в мадраса было мусульманское право – фикх; соответственно, профиль мадраса определялся по толку, или школе (мазхабу) права. Первыми были учреждены шафиитские, вскоре – ханафитские и др.; позднее возникли мадраса для преподавания фикха по двум, трем или всем четырем мазхабам, каждый из которых был представлен одним преподавателем (мударрисом) с помощниками.
Обучение велось в форме лекций, проработки определенных книг и диспутов. Широкий круг предметов, преподававшихся в мадраса, подразделялся на два основных разряда: ̒улюм наклийя –"традиционные науки" и'улюм таби'ийя – "естественные науки" (которые еще назывались 'улюм'аклийя – "рациональные науки", или 'улюм фальсафийя – "философские науки").
"Традиционные науки" включали коранические дисциплины, арабский язык, хадисоведение, богословие, "естественные науки" - логику, арифметику, медицину, геометрию, астрономию и прочие "науки древних".
Изредка учреждались и специализированные мадраса – по хадисоведению (они обычно назывались дар аль-хадис, "Дом хадиса"), медицине. Как правило, мадраса являлось частью комплекса вакфных строений и учреждений; при ней была библиотека.
В архитектурный комплекс мадрасы помимо мечети, классов и жилья, входили библиотека, трапезные, дворики с фонтанами. Основное пространство здания мадресы образовывал айван — просторный сводчатый зал, разделенный рядами колонн на три или четыре нефа, одна сторона которого не была закрыта и выходила в центральный двор.
Архитектуре и декоративному оформлению мадрасы уделялось особое внимание, и до наших дней сохранились великолепные образцы центров образования. Некоторые медресе (например, в Бухаре, Фесе и Стамбуле) представляют собой настоящие шедевры мирового зодчества.
В мусульманских странах система мадраса постепенно пришла в упадок, традиционные наборы изучаемых предметов и пособий начали обновлять лишь в XIX –ХХвв. Исторически знамениты мадраса Низамиййа в Багдаде, ал-Азхар в Каире и другие.
Строительство медресе было важной частью распространения ислама по всему миру. Мадраса оказала влияние на становление системы колледжей в Западной Европе в XII в. Примером подобного влияния может служить старейший в Италии Неаполитанский университет (основан в 1224 г.), ставший первым европейским учебным заведением, которое готовило функционеров правового государства. Идея медресе оказалась настолько плодотворной, что два столетия спустя большинство европейских университетов были устроены по той же модели: проживание, стипендии, библиотеки и пр. Система колледжей, созданная на Западе, своим появлением также обязана мадреса. Такие страны, как Индия, Пакистан, Малайзия и Индонезия, развивали мадрасы как часть своей образовательной системы.
В настоящее время во многих исламских странах сложились два типа мадраса: светские, входящие в систему государственного народного образования, и конфессиональные, где слушатели получают богословское образование. Помимо этих существуют и частные медресе.
Источники:
- Ислам. Энциклопедический словарь. М.: "Наука", 1991;
- Исламская энциклопедия. Код доступа http://islamist.ru;
- Кириллина С.А. Мадраса в средневековом мусульманском мире // Научная конференция "Ломоносовские чтения". М,2004.
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43