Жители Дагестана готовятся к празднованию Навруз-Байрама
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
21 марта ряд народов Дагестана будет отмечать день весеннего равноденствия – Навруз-Байрам, или, как его еще называют, Праздник весны, Праздник первой борозды или Персидский Новый год. Однако есть и те, кто называет Навруз праздником, противоречащим нормам ислама, и не советует отмечать его правоверным мусульманам.
Сапижат Омарова: "Навруз – один из самых любимых праздников"
Навруз-Байрам до сих пор широко отмечается в южном Дагестане, особенно у лезгин, табасаранцев, азербайджанцев, татов, рассказали корреспонденту "Кавказского узла" в республиканском Доме народного творчества.
Также Праздник первой борозды, который означает начало земледельческого сезона, отмечается среди лакцев, аварцев и даргинцев: "после окончания празднования сельские жители начинали пахоту и сев".
Навруз (пишется также как Навруз или Ноуруз, в зависимости от региона празднования) – это древний зороастрийский обряд встречи нового года, обряд обновления природы, который у кавказских горцев ассоциируется с весной. Как государственный праздник он отмечается 21 марта в Иране, Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии, Иракском Курдистане, Индии, Кыргызстане, Македонии, Турции, Туркменистане, Узбекистане, Казахстане и 21-23 марта в Таджикистане. Навруз также празднуется на местном уровне в Татарстане, Башкортостане, Дагестане и ряде других регионов РФ.
По словам представителя Дома творчества, у каждого из народов Дагестана есть свое название Навруз-Байрама. "Лезгины называют праздник Яран-Сувар, лакцы – Инт дайдиху, кумыки – Шатман и т.д. У каждого из народов есть свои особенности празднования Навруза, но присутствуют и общие черты", – говорит собеседник корреспондента "Кавказского узла".
"Навруз – один из самых любимых праздников жителей района", – рассказала корреспонденту "Кавказского узла" жительница Лакского района Дагестана, работник культуры Сапижат Омарова.
"Как мне рассказывала моя бабушка, считалось, что каким будет первый день года, таким и будет весь год. Причем, говоря о новом годе, она подразумевала его наступление в ночь с 20 на 21 марта. Подготовка к празднику начинается задолго до него: молодежь начинает готовить топливо для костров, женщины готовят к празднику жилище и заготавливают продукты для ритуальных кушаний", – рассказала Омарова.
По словам женщины, в дни праздника принято готовить лучшие национальные блюда. Причем, по словам Сапижат Омаровой, на праздничном столе должно быть не менее семи блюд, среди которых яичные курзе, плов, курзе из крапивы, голубцы, хлеб, испеченный в национальной печи.
"На праздник выпекают и особый хлеб, по форме напоминающий фигурки животных, птиц и людей. В готовую фигурку из теста втыкают грецкие орехи, изюм, курагу, а вместо глаз и рта – абрикосовые косточки и черные бобы. В таком виде и отправляют хлеб в печь. Такие куклы у лакцев называют "Барта", – рассказала местная жительница.
В день праздника принято, по словам Сапижат Омаровой, ходить друг к другу в гости, петь песни и прыгать через разведенные костры. "Девушки с песнями хороводами ходят в гости к соседям и родственникам. А в центре села в эту ночь горит костер, через который прыгает молодежь. Каждый перепрыгнувший через костер считается очищенным. Считается, что огонь очищает людей от болезней и всех других неприятностей", – говорит Омарова.
"Навруз отмечается более 3 тысяч лет"
Жительница Табасаранского района Дагестана Мунира Гаджиева отметила, что непременным атрибутом Навруза является наличие на каждом праздничном столе проросшей пшеницы, символизирующей начало новой жизни.
"Есть древняя традиция начала праздника, когда на площади села появляется молодая девушка с факелом огня. Пройдя круг, она передает факел мужчине-старцу. Самому уважаемому аксакалу и дается право зажечь костер. Самые смелые начинают перепрыгивать через костер, у которого и проходят все праздничные мероприятия, продолжающиеся до раннего утра", – рассказывает Гаджиева.
Происхождение праздника уходит в доисламский период – в зороастрийские верования. Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" преподаватель истории Хабиб Магомедов, практически все народы Дагестана были огнепоклонниками.
"Известно несколько теорий происхождения праздника – это неудивительно, ведь Навруз отмечается уже более 3 тысяч лет. Согласно древней зороастрийской традиции, пришедшей из Ирана, Навруз был когда-то главным праздником – ночь весеннего солнцестояния проводили с большим количеством огня и веселья. Сам праздник ознаменовывал переход из одного календарного сезона в другой. Для сельских жителей наступление Навруза, который в переводе с персидского языка означает "новый день", ознаменовывается началом полевых работ", – рассказал Хабиб Магомедов.
Не все жители Махачкалы намерены праздновать Навруз
Многие жители столицы Дагестана Махачкалы также отмечают Навруз, разводя в центре дворов многоэтажек костры.
"Через костры, как в селах, мы, конечно, не прыгаем, но праздничный обед обязательно приготовлю. Обязательное блюдо на столе – это курзе из зелени и яиц", – рассказала корреспонденту "Кавказского узла" махачкалинка Эльмира Магадова.
"Обычно в этот день ходят в гости к самым старшим представителям рода. Но в смысл праздника я никогда не вникала", – сказала Магадова.
Житель Махачкалы Гадис Асхабов отметил, что в городе этот праздник утратил смысл и многие из его знакомых и родственников никак не отмечают Навруз.
"В селах Навруз обычно связывают с началом полевых работ. Таких праздников в сельской местности, где все население занято земледелием, – много. Есть День уборки урожая, День чабана и другие. Просто эти праздники в рамках жизни в городе утрачивают свой смысл", – говорит Асхабов.
"Этот праздник не имеет к исламу никакого отношения"
Между тем религиозные деятели республики не разделяют мнение о том, что Навруз –следует отмечать мусульманам, которыми является большинство жителей республики. Они отмечают, что этот праздник не имеет к исламу никакого отношения.
Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" имам одной из мечетей Махачкалы, который не захотел раскрывать своего имени, Навруз, или Персидский Новый год, уходит корнями в доисламский период – огнепоклонничество.
"Так называемый праздник пропагандирует суеверие и пережитки многобожия. С точки зрения Шариата, праздником может называться только тот день, когда Аллах проявляет к нему милость за богослужения", – отметил имам.
По его словам, у мусульман есть всего два праздника – Ураза-Байрам и Курбан-Байрам, которые "наступают после больших богослужений в виде месячного поста и хаджа к мусульманским святыням".
"Также в исламе разрешено отмечать всякого рода торжественные события: свадьба, рождение ребенка, обрезание, спасение от какой-либо беды, новоселье и другие. Но еще раз подчеркну, что не стоит придавать Наврузу мусульманскую окраску. Я не советую мусульманам отходить от религии в огнепоклонничество", – отметил имам мечети, добавив, что ближайшая проповедь в мечети, где он работает, будет посвящена этой теме.
Напомним, что в 2009 году этот праздник был включен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества, а с 2010 года Навруз-Байрам отмечается на уровне ООН.
Праздник Навруз-Байрам отмечается также в Азербайджане, Грузии и Армении. С 2010 года Навруз объявлен общенациональным праздником в Грузии.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
09 ноября 2024, 21:44
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47
-
08 ноября 2024, 23:35